Проповеди на праздники:


Переход благовестия от иудеев к язычникам

Не подлежит сомнению, что интерес Луки к служению ап. Павла был не чисто исторический. Павел для Луки был символом, и притом более, чем в одном смысле. В науке нередко высказывалось мнение, что, в плане Деян. проповедь ап. Павла в Риме есть достижение той цели, которую Господь поставил ученикам перед Вознесением: быть Ему «свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Согласно этому пониманию, цель, указанная в начале книги Деян., получает осуществление в её последней (Деян.28) главе. В буквальном смысле слова это понимание, конечно, неправильное. Благовестие о Христе дошло до Рима задолго до прибытия туда ап. Павла. Он нашёл братьев в Путеолах (Деян.28:14), а римские братья вышли к нему навстречу (Деян.28:15). Не останавливаясь на подробностях, достаточно сослаться на то, что было сказано выше о возникновении Римской Церкви и об условиях написания Рим. И, тем не менее, связь между проповедью ап. Павла в Риме и повелением Христовым перед Вознесением, несомненно, существует. Как уже отмечалось, понятие спасения в писаниях Луки – не только в Евангелии, но и в Деян. отличается универсальной полнотой. Служение ап. Павла отмечено печатью универсализма: оно распространяется на иудеев и язычников. Этот же универсализм мы улавливаем и в повелении Христовом Деян.1:8. В универсальной полноте спасения стираются религиозно–национальные различия. В своей афинской речи Павел повторяет (Деян.17:24–25) мысль Стефана о культе без храма (Деян.7:48–50). Ветхозаветному строю принципиально пришёл конец. Замечательно, что в Деян. работа ап. Павла среди язычников начинается, за редкими исключениями, тогда, когда его отвергают иудеи. Все служение ап. Павла, как о нём повествует Лука в Деян., должно быть понимаемо как история перехода благовестия от иудеев к язычникам. Этот переход и запечатлевается тем приговором, который ап. Павел произносит над римскими иудеями (Деян.28:25–28). Как мы имели случай отметить, в контексте Деян, нельзя понимать двухлетнюю проповедь ап. Павла в римских узах (Деян.28:30–31) иначе как проповедь язычникам. В этом и только в этом смысле служение ап. Павла в Риме можно толковать как исполнение повеления Христова в Деян.1:8, с прибытием ап. Павла в Рим завершается тот переход благовестия от иудеев к язычникам, который составляет главное историческое содержание Деян.

Приговор над иудеями, в заключении Деян., вносит полную ясность в учение Луки о судьбах иудейства, которое мы вывели из Евангелия. Если Лука ожидал обращения иудеев, он связывал его с наступлением некоей новой эпохи. Та эпоха, которая была отмечена приговором Деян.28 и в которой жил Лука, была эпоха язычников. Он, должно быть, думал вместе с Павлом о том «полном числе язычников», которое должно войти в Церковь прежде обращения Израиля (ср. Рим.11:25). Мы не знаем, каковы были эсхатологические перспективы Луки после разрушения Иерусалима. Вполне возможно, что даже в отрыве от истории иудейства эсхатологическое свершение не казалось ему далеким. На закате I в. ап. Иоанн считал своё время «последним временем» (ср. 1Ин.2:18). Как бы то ни было, представляется весьма вероятным, что Лука относил грядущее восстановление Израиля к самому концу нынешнего эона. Когда он писал Деян., у него было сознание, что эта эпоха ещё не наступила.


Проповеди на праздники:

Наверх