Переход благовестия к язычникам
До первого путешествия ап. Павла члены христианских общин были в громадном большинстве иудеи. Язычники в Церковь уже входили, но это были отдельные единицы. Во время первого путешествия ап. Павла обозначился переход благовестия от иудеев к язычникам. В этом и было всемирно-историческое значение момента. Сам ап. Павел о таком переходе не думал. В своей проповеди в Антиохии Писидийской он счёл необходимым пояснить своим слушателям, почему слово о спасении обращено к ним. Он говорил в синагоге. Его слушатели были иудеи и прозелиты (Деян.13:14–16). Факт, требовавший в его глазах объяснения, заключался в том, что он учил не жителей Иерусалима, а иудеев рассеяния (Деян.13:26–27 и сл.), и объяснение, которое он предлагал, было отпадение иерусалимлян, восставших на Спасителя Иисуса. Это показывает, насколько он был далёк от мысли о миссии среди язычников. Но слова его нашли отклик среди язычников (Деян.13:42) и вызвали возмущение со стороны иудеев (Деян.13:45). Апостолы и обратились к язычникам, обратились тогда, когда их учение было отвергнуто иудеями (Деян.13:46–48). Этим путем – от иудеев к язычникам – благовестие ап. Павла шло и в дальнейшем. На всем протяжении Деян., до встречи апостола с римскими иудеями включительно (Деян.28:17 и сл.), его первое слово было всегда к иудеям. Отвергнутый иудеями, он обращался к язычникам. Миссия среди язычников имела успех.