Перед исповедью (Чистый Четверг) Слово, произнесенное в четверг первой седмицы Великого поста, 7 марта 1957 года
Вот уже четвертый и последний раз на первой неделе Великого поста вы внимали, дорогие мои, словам Великого покаянного канона. Многие, а может быть, большинство из вас завтра, послезавтра уже будут приступать к святой исповеди. Мне хотелось бы в этот вечер нашей молитвы сказать исповедникам мое напутствие.
Вы слышали, как настойчиво святой Андрей Критский повторяет нам: “Конец приближается” в своем песнопении “Душе моя, душе моя, восстани”. Вы слышали в словах его канона и напоминание о последнем и Страшном Суде Христовом: “Егда придеши судить, не затвори предо мною двери тогда!”
Дорогие мои, конец приближается. Долго ли проживет каждый из нас неделю или несколько десятков лет, — это все ничто перед вечностью. И вполне можно сказать, что каждый из нас стоит у порога смерти.
Пройдут ли до последнего суда Божьего еще много тысяч лет — о сроках знает только один Господь, — это тоже не препятствует нам сказать, что мы стоим накануне суда Божия, ибо за порогом смерти жизнь вечная, а в ней, по слову Божию: “…тысяча лет, как один день” (2Пет.3:8).
В отношении большинства из нас можно сказать, что уже растет или выросло то дерево, из которого будет сооружен нам гроб. Так почему же мы так мало вспоминаем о конце своей жизни? Почему так неохотно думаем о том, что по окончании этой жизни мы должны будем давать отчет за прожитую жизнь, перед Тем, Кто нам ее дает?
Вот в эти дни покаяния Святая Церковь и хочет нам об этом усиленно напомнить, пробудить в нас память об этом неизбежном нашем отчете перед правдою Божией.
Когда люди на земле впервые услышали раскаты грома, они несомненно были перепуганы, а потом… скоро привыкли к этому явлению природы. Когда Господь Иисус Христос впервые сказал Своим Апостолам о втором Своем пришествии и о последнем суде, а Апостолы начали проповедовать об этом людям, среди христиан было такое смятение духа, что апостол Павел должен был успокаивать их в особом послании. А потом… потом люди привыкли к этому слову Христову и перестали об этом напоминать себе.
Какие, значит, мы пленники житейской суеты, своих страстей и земных забот, если мысль о смерти и о суде Божием так редко приходит нам на память и не тревожит нашего сердца!
Мы веруем в Господа Иисуса Христа и веруем в истинность Его слова. Если Он сказал, что будет суд Его над людьми, — истинно слово Его. Но мы не можем не видеть и других свидетельств в пользу того, что суд Божий над людьми неизбежен и второе пришествие Христа на землю неотменно.
Для чего воплотившийся Сын Божий сходил на нашу землю, рожденный Девой Марией? Не для того ли, чтобы уничтожить царство диавола, обновить человечество, положить начало открытию Царства Божия на земле. Но пока не лишенный своей внутренней свободы человек продолжает грешить, Царство Божие пребывает только в сердцах отдельных праведников и верных детей Божиих. Совне мы его не видим. По-прежнему сильный притесняет слабого, хитрый, лукавый обманывает честного, друг изменяет другу, брат враждует против брата. Значит, придет еще раз Спаситель мира на нашу землю, чтобы во всей силе открыть Свое Царство на земле, в котором будет обитать только чистота, свет, мир, любовь, радость.
Верным залогом второго пришествия Христова и последнего суда Божия служит Крест Господень. Если правосудие Божие потребовало такого страшного наказания за грехи человека, какое понес Господь Иисус Христос, то могут ли оставаться безнаказанными наши грехи, совершаемые нашей свободной волей? В них мы дадим ответ на этом суде Божием.
Подтверждением слов Христовых о последнем Его суде является и частный Его суд над людьми, совершенный и в годы Ветхого, и в годы Нового Завета. Когда в дни Ноя нечестие и пороки разлились по земле грязной, зловонной рекой и потопили все чистое и богоподобное в людях, Бог попустил водами потопа покрыть всю землю, и спасся только Ной со своим семейством. Когда в городах Содоме и Гоморре не оказалось ни одного человека, в сердце которого жил бы страх Божий и была бы хоть искра добра, Господь попалил огнем эти города. Когда Иерусалим распял своего Господа на Голгофском Кресте и по слову Христову “не узнал посещения Его”, когда он отверг проповедь о Царстве Божием, о мире, любви и покаянии. Господь Бог поразил Иерусалим страшной бедой через несколько десятков лет после Воскресения Иисуса Христа. Город был разграблен римлянами, многие сотни тысяч уведены в тяжкий позорный плен. Не осталось в городе камня на камне. Если правосудие Божие так наказывает за грех человеческий, то можем ли мы избежать ответа перед судом Божиим за свои собственные грехи?
О, мои дорогие, конец приближается. Станем же перед лицом Праведного Судии для ответа за свою жизнь. Кого мы увидим около Господа, кто будет окружать Его? Апостолы и пророки, которые ценою огромных страданий и напряжения духа проповедовали слово Его в грешном и развращенном роде человеческом. Мы увидим мучеников, которые страшными муками прославили Его имя на земле. Мы увидим преподобных отцов и матерей, оставлявших свои дома и все удобства жизни земной, своих родных и друзей для того, чтобы в диких местах — в лесах, на скалах, в пещерах, путем лишения и подвигов искать себе теснейшего вечного общения с возлюбленным Спасителем. Мы увидим Христа ради юродивых, добровольно бравших на себя подвиг юродства, отказавшихся от разума и подвергавшихся всяким лишениям с той же целью — соединиться с Господом навеки.
И что скажет нам Спаситель? — Я не требовал от вас таких подвигов, их добровольно брали на себя те, кто ощущал в себе силу духа и кто носил в себе огромную любовью ко Мне. Я ждал, что вы будете исполнителями тех Моих заповедей, которые не только по силам вам, но исполнение которых доставляет человеку огромное счастье. Об этих Моих заповедях Я сказал: “Иго… Мое благо, и бремя Мое легко есть” (Мф.11:30). Я звал вас: “…будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд”; “…любите друг друга…”; “не судите, да не судимы будете…”; “блаженны чистые сердцем…” (Лк.6:36; Ин.13:34; Мф.7:1, 5:8).
Разве трудно исполнить эти заповеди? Разве не дали бы они, как и обещал Я, покой душам вашим? Разве не Я говорил вам, что началом и концом спасения вечного, ваших трудов во имя будущей вечной жизни должно быть покаяние. Вы забыли, что Я начал Свою проповедь со слов: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф.4:17). Вы не хотели себе напомнить слов, сказанных Мною через Моего Апостола: “Не обманывайтесь: ни воры, ни хищники, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют” (ср.: 1Кор.6:9). Не Я ли сказал вам: “…если не покаетесь, все… погибнете” (Лк.13:5).
Что может сказать жалкая и несчастная душа наша в ответ на эти слова Праведного Судии? Трепеща, она может сказать своему Господу: “О, Господи, сколько раз я прогневляла Тебя, не исполняла Твоих заповедей и нарушала Твою волю! Сколько раз я слышала, как Ты стучался в мое сердце, а сердце мое оставалось глухим к Твоему призыву! Сколько раз с клятвою я давала обещание потрудиться над своей душой, оставить свой греховный путь и сколько нарушала я свое клятвенное обещание! Могу ли я теперь надеяться, о Господи, на Твое милосердие?”
Дорогие мои, еще не поздно нам избежать этого страха и трепета на суде у Праведного Судии. Не возьмем с собой наших грехов, в которые мы впадаем, в жизнь вечную, оставим их здесь, в слезах нашего раскаяния.
Слышите, что говорит Господь Спаситель: “Не праведных Я пришел призывать к покаянию, а грешников” (ср.: Мф.9:13). Никому из нас не поздно прибегать к ногам Спасителя и просить Его, молить Его: “Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче”.
И вот вы, мои дорогие и милые, стоите передо мною накануне исповеди. Принесем же Господу то покаяние, какое ждет от нас Господь и какое оправдывает нас на Его последнем суде!
Я и хочу напомнить вам, что наше покаяние должно быть полным, совершенным и открытым. Мы ничего не должны утаивать перед лицом Господа, потому что Он все видит, что совершается в самых глубоких тайниках нашего духа. Наше покаяние должно быть чистосердечным и слезным. Раскаиваясь в своих грехах, мы должны препобедить в себе тупость памяти о совершенных грехопадениях, и лукавство разума, который хочет изыскать пути к самооправданию нашему, и леность и косность наших сердец, которые скупы на слезы раскаяния.
Наше покаяние должно быть сокрушенным, подобным покаянию мытаря. Может быть, у каждого из нас есть какие-нибудь малые добрые дела, но об этом мы должны забывать и всегда, и особенно в минуты покаяния мы должны помнить только о своих грехах, как мытарь, бивший себя в грудь со словами: “Боже, милостив буди мне грешнику” (Лк.18:13). Наше покаяние должно быть непременно связано с обещанием оставить свой греховный путь и не возвращаться на него, иначе оно будет как бы похищением у Господа благодати Его прощения, как бы обманом, сознательным или несознательным, пред лицом Того, у Кого мы ищем себе прощения во грехах. Конечно, этого трудно достигнуть, но это необходимо для нашего вечного спасения. И невидимый враг нашего спасения будет продолжать толкать нас на прежний путь греха. И наша плоть, привыкшая ко греху, будет требовать от нас его повторения. И окружающие нас будут соблазнять нас ко греху. Но для того и подается нам в Таинстве Исповеди благодать Божия, чтобы мы всегда помнили, что мы не одиноки в этой внутренней духовной борьбе и чтобы в этом источнике благодати находили бы для себя силы противостоять натиску греха.
Такое покаяние — чудодейственное покаяние. В Слове Божием сказано, что душа такого раскаявшегося грешника становится белой, как снег. Господь обещает нам, что Он не вспомянет на Своем последнем суде о тех наших грехопадениях, в которых мы принесли такое покаяние.
Дорогие мои, так не возьмем же с собой в жизнь вечную, за порог смерти своих грехов. Все свое бремя тяжкое, греховное оставим здесь, омывая душу слезами раскаяния и благодатью покаяния. Принесите покаяние с твердой и непоколебимой надеждой на то, что Бог примет его, ибо не было и нет ни одного грешника на земле, чье искреннее раскаяние не дало бы ему радости прощения.
Я зову вас, мои дорогие, накануне дня исповеди, еще дома, войдите внутрь вашего сердца, напомните себе о совершенных вами грехопадениях, переживите их, осуждая их со всей силой вашего раскаяния, горячо помолитесь Господу, чтобы ниспослал вам в исповеди благодать покаяния, укрепил вас на истинном христианском пути.
Конец приближается! Мы не знаем, когда он приблизится к каждому из нас. Принесем же такое покаяние, какое мы принесли бы перед смертью!
И дай Бог, всем вам пережить радость прощения.