Печальная действительность. 1902 г.

Чадо, отпущаются ти грехи твои (Мф.9:2)

В нынешнем чтении Евангельском повествуется о милосердии нашего общего Спасителя к несчастному человеку, и в Евангелии прошедшего воскресного дня говорено было тоже о милосердии Его: тогда говорилось о исцелении бесноватых, ужасно страдавших от злых духов, а ныне говорится о исцелении расслабленного; там причиною беды и несчастия были грехи, как видно из нравоучения Иисуса Христа исцеленному: Иди ко твоим, и возвести им, елика ти Господь сотвори, и помилова тя. И здесь причиною расслабления членов телесных и самой души были грехи, ибо Врач душ и телес говорит больному: чадо: прощаются тебе грехи твои. Все Евангелие возлюбленные братья и сестры наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главною причиною почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи, – это величайшее зло, несчастие рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самого великого зла – смерти временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. Чадо! – говорит Он расслабленному, – прощаются тебе грехи твои. А это значит то и научает нас тому, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать.

Ибо главная часть существа нашего есть душа, существо по образу Божию, разумное, со свободным произволением, бессмертное, но существо падшее, болящее грехом и тлением и искупленное от греха и смерти смертью Сына Божия; о ней-то, о спасении ее надобно всеми силами заботиться, – о благоугождении Богу, о исполнении святых и блаженных Его заповедей, о ее правоте и святости. Ибо страсти плотские порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и, в конце концов, часто доводят до погибели временной и вечной. Посмотрите на пьяницу: он вечно расслаблен по душе и по телу, в нем нет веры и страха Божия; он не молится; все основы нравственные в нем расшатаны; он готов на все худое: он сердится, бранится, дерется, сквернится, и ничто у него не спорится; всякая работа из рук валится. Посмотрите на человека, который любит много есть и пить: он тоже расслабленный и потому ленивый, неповоротливый; как умеренная пища и питие укрепляют тело, так излишество их обременяет и расслабляет. А человек сладострастный – как бы олицетворенная слабость – часто заживо умирает душой и телом. Так грехи расслабляют все существо человека и целые общества, государства! Так грехи и общественные страсти расслабляют и Россию. Какие грехи наводнили Россию? – Безверие, пьянство, плутовство, ложь и обман, страсть к наживе, частые убийства из-за страсти к наживе или из-за неудовлетворенной плотской любви, страсть к игре, хищение, мздоимство, себялюбие, которое желает исключительно, чтобы только ему было хорошо, богато и весело, а другие хоть с голоду умирай.

Да, нельзя не видеть в России общего расслабления нравов, а вследствие расслабления нравов возрастают общественные бедствия: голод, безденежье, обеднение народа, наклонность и стремление к переселению с места на место, злонамеренные поджоги и прочее. Что же делать? Скажу с апостолом; Укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена; и ходите прямо ногами вашими, дабы храмлющее не совратилось, а лучше исправилось. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие. Будем укреплять души и сердца благодатью Божиею, как учит апостол Павел: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них. Будем утверждать души свои молитвою искреннею – домашнею и общественною – и, вообще, непрестанной внутренней молитвой; чтением или слушанием слова Божия или писаний святых богомудрых отцов, усердным чтением или слушанием житий святых Божиих угодников, чтобы и нам подражать их вере и житию, их добрым делам: также – беседами духовными и в особенности чистосердечною исповедью и частым причащением святых Таин.

Итак, будем укреплять себя благодатью Божиею, доколe есть время и доколe грехи не расслабили нас окончательно. Ибо придет скоро время, а может быть, уже наступает, когда все предадутся дремоте и сну, все расслабеют нравственно, когда и вера оскудеет, и любовь иссякнет, и беззаконие, как море, разольется по земле. Но тогда уже будет поздно исправляться. Ибо раздастся глас: Се Жених грядет, исходите в сретение Его; возгремит труба архангельская, соберет всех людей живых и из мертвых воскресших в место общего страшного суда, на котором изречен будет окончательный праведный приговор или к жизни вечной, или к муке вечной. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх