Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре. 2023 г.
Благодарю вас, отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры, всех благодарю за сегодняшнюю нашу совместную молитву, за прекрасное богослужение в возрожденной обители.
Глаз радуется, когда взираешь на эту дивную красоту, и даже представить невозможно, что вся эта красота была помрачена человеческим грехом. Мне приходилось часто бывать в Звенигороде, я приезжал сюда, чтобы просто походить по городу; бывал и на этом холме, ходил между этими зданиями, и душа надрывалась, взирая на мерзость запустения. И с какой же радостью взираешь сегодня на эту воскресшую обитель, которая восстала из пепла не только чисто внешне, материально, ибо воссозданы прекрасные строения, но восстала духовно и вновь сделалась местом молитвы, местом паломничества, местом духовного объединения людей!
Сегодняшнее евангельское чтение о званых на брачный пир являет нам некую картину духовного состояния людей и их отношения к самому главному — к Богу. Совершенно очевидно, что под хозяином пира, под господином в этой притче скрывается Сам Бог. Это Он призывает на пир. И вот один из званых отказывается, потому что купил землю. Действительно, надо же посмотреть, что за земля. Ту ли продали, за которую деньги отдал? Что с ней делать? Надо ли ее удобрять или можно сразу сеять? Все это очень важно, вот и он и отказался, не пошел на пир. Ну, а второй? А второй волов купил. А ведь это как сейчас дорогая сельскохозяйственная техника. Пойдут ли сегодня крепкие хозяева в храм, если им только что пригнали современный комбайн — импортный, дорогой? Да наверняка в первую очередь посмотрят, все ли с ним в порядке, что с комплектацией, все ли соответствует договору. Ну, а последнее, почему кто-то отказался от участия в пире, — женился человек. Действительно, важнейшее событие в жизни, куда уж там идти.
Все эти жизненные примеры показывают нам, что каждый может спросить самого себя: а как бы я поступил в этой ситуации? И если человек будет честно отвечать самому себе, то он почти точно повторит все то, что говорили люди, отказываясь идти на пир к господину, то есть на встречу с Самим Богом.
А что же нам сделать для того, чтобы изменились наши жизненные приоритеты? Ведь они практически те же — проходят столетия и тысячелетия, а людям очень трудно эти приоритеты изменить. Но в этом может помочь переживаемое нами время, с которым нельзя сравнить ничего из того, что было в прошлом. Потому что наше время наполнено такими опасностями для человеческой жизни, для человеческой души, для человеческого спасения, каких не было в прошлом. Всегда оставалась какая-то привязка к вертикальному, то есть духовному, измерению человеческого бытия, а сегодня стремление к комфорту, к богатству, к власти разрушило этот вектор в сознании огромного количества людей.
Эта замечательная притча дается нам, чтобы мы задумались о себе. Это притча о нас. Чтобы мы себя спросили: а мы где по отношению к Богу, а какое место Господь занимает в нашей жизни? Теоретически можно ответить: очень большое место, ведь я каждое утро встаю, лоб крещу, молюсь, в Бога верю. Но если поставить в ряд с другими жизненными приоритетами — на каком месте находятся отношения с Богом? Если честно отвечать самим себе, то окажется, что не на первом, не на втором, не на третьем месте, а где-то далеко, на периферии жизни.
Но ведь каждый хочет спастись. Мы все верим в то, что придет Божественный суд и определит, где нам пребывать в вечности. Так вот, для того чтобы спастись, нужно правильно выстроить жизненные приоритеты. Невозможно спастись, если посещение храма — это 25-й пункт в повестке дня: все сделали, а уж потом, если есть время, схожу, тем более что праздник, народ соберется. Совершение добра ближнему — опять-таки не должно быть на пятом или десятом месте. Если у кого-то есть потребность в нашей помощи, в нашей поддержке, то все в этот момент должно быть отнесено на задний план, а в качестве приоритета должна быть мысль о том, как я могу этому человеку помочь. Должен сказать, что я встречался и встречаюсь с такими людьми — с теми, кто немедленно откликается на чужую беду. Удивительно — с ними всегда как-то светло на душе, спокойно, радостно. Причем среди них есть и очень богатые люди, и среднего достатка, и имеющие совсем немного, но ведь слова Божии универсальны, они для всех времен, для каждого человека. И действительно, ничто не должно нам помешать правильно выстроить приоритеты, главный из которых — это общение с Богом. От этого общения зависит жизнь наша здесь и жизнь в веке будущем. Поэтому посещение богослужений хотя бы в воскресные и праздничные дни — это не просто обычай, а это жизненно важный приоритет. Не ходим в храм, не молимся, не причащаемся Святых Христовых Таин — разрываем нашу связь с Богом. Какая же тогда надежда на спасение?
Некоторые рассуждают: «Ну да, я в храм не хожу, но если сравнивать с соседом, так он вообще мерзавец, а я вроде как ничего. На Пасху был, куличи святил, и на Рождество ходил — неужели Господь меня не оправдает?». Ну и так далее, по схеме, оправдание самих себя. Но еще раз хочу сказать, что сегодняшняя притча — это притча о всех нас. Она бросает нам вызов. Она требует от нас ответа — а где наш самый важный жизненный приоритет? Что на первом месте в нашей жизни? И как быть, если осознаем, что ни Господь, ни Церковь, ни молитва, ни добрые дела не на первом месте, потому что множество других дел занимают приоритетные позиции в нашей жизни? Если скажем: я не имею Бога в центре своей жизни, Он не является моим приоритетом, я обращаюсь к Нему, только когда плохо становится? Когда диагноз страшный, все сразу обращаются к Богу, бегут в церковь, сразу верующими становятся. Но что это означает перед лицом Божиим? Побежал под страхом смерти, понимая, что никакие лекарства не вылечат, никакие процедуры не помогут, и приоритетом становятся молитва, посещение монастырей, принятие Святых Христовых Таин. А почему раньше этого нельзя сделать? Не тогда, когда человек подходит к окончанию своего земного бытия?
Сегодняшнее евангельское чтение заставляет нас задуматься о том, где мы в этой системе ценностей, в этой системе отношений с Богом, и какое место в нашей жизни занимает Господь. И будем просить Господа, чтобы Он простил наши грехи, нашу немощь, наше окамененное нечувствие, как я часто говорю в проповедях, эту черствость сердца, неспособность воспринимать ничего, кроме материального мира, неспособность ощущать присутствие Божие через молитву. Мы должны ясно понять, где мы в этой системе, и честно признаться: да, мы среди тех, кто землю купил, вола купил, женился — и не откликнулся на Божий призыв.
Сейчас время для всех нас, мои дорогие, для всей страны нашей, а в каком-то смысле для всей человеческой цивилизации, вступившей в опаснейший период своей истории, задуматься о том, где мы по отношению к Богу, и возродить веру в сердце. В первую очередь я обращаюсь к нашему православному народу, но эти слова можно обратить ко всем народам земли: где мы по отношению к Богу? И если Бог останется на периферии, то я сомневаюсь, что у человечества будет реальный жизненный потенциал, ввиду тех огромных угроз, которые сегодня стоят перед всем родом человеческим.
Да поможет нам сегодняшнее евангельское чтение еще и еще раз обновить нашу веру, определить наши жизненные ориентиры, всей душой, разумом, силой духа своего прилепиться к Господу, — чтобы Он был рядом с нами, чтобы жизнь с Ним была не только приоритетом, но и главным измерением нашего земного бытия. Тогда действительно мы обрящем спасение и в этом мире, и в жизни вечной. А если под натиском проблем, с которыми сегодня столкнулся весь род человеческий, начнется и глобальное движение навстречу Богу, то, может быть, Господь продлит человеческую историю. От нас, от людей это зависит, потому что на той стороне — благой и любящий Отец, Который призывает нас постоянно, но призывы Которого мы не слышим, или о них забываем, или просто игнорируем.
Молитвами святого преподобного Саввы Сторожевского, удивительного угодника Божиего, подвижника, стопами которого освящена эта земля, жизнь которого и благочестие положили начало этой замечательной обители, молитвами всех святых угодников да поможет Господь всем нам — народу нашему, всем членам Церкви нашей — оставаться верными Христу даже до смерти и быть способными идти по пути спасения, который Он нам определил. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Саввы Сторожевского да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и всех, кто с верой и любовью притекает к образу и имени Спасителя, Его Пречистой Матери, и святых угодников. Аминь.
Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/6058013.html