Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту 5 сентября 2021 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 18:23-35) заставляет нас о многом подумать, в том числе в связи с днем, который мы сегодня отмечаем как День защиты природы, а потому молимся в храмах Божиих о сохранении творения, о сохранении Богом зданного мира. Ну, а евангельская притча — о человеческой жадности, о том, как некто задолжал господину своему десять тысяч талантов. Для того чтобы понять, что это за сумма, можно сказать следующее: один талант — примерно 24 килограмма серебра, то есть десять тысяч талантов — это огромное количество большегрузных грузовиков. И вот задолжал этот человек господину такое огромное количество серебра и не смог его отдать. А по законам того времени, если долг не отдается, то забирается все имение, забираются в рабство и жены, и дети, и все родственники, а человека бросают в долговую тюрьму, пока он не отдаст весь долг. Но поскольку долг, о котором говорится в сегодняшнем чтении, был так велик, то это означало для должника пожизненное заключение. Он терял все — жену, детей и свою собственную жизнь, а потому взмолился пред господином, и тот простил его. Но когда должник вышел на улицу, он встретился с кем-то, кто задолжал ему ничтожную сумму, и стал требовать, чтобы долг был возвращен, принуждая того силой и угрожая потерей имущества и семьи. И некто, увидев эту страшную сцену, пошел к господину, которому жадный человек задолжал десять тысяч талантов, и рассказал ему обо всем, и жестоко наказал скверного раба тот богатый господин.
Вот эта притча о жадности, и нужно иметь в виду, что жадность не является производной от богатства. Очень часто, по греховности своей, люди, обладающие большими материальными средствами, становятся жадными, но это не обязательно. Вот и евангельская притча свидетельствует о том, что можно быть богатым и добрым, бедным и жадным. Но чаще бывает так, что богатый человек жаден, потому что он всеми силами охраняет накопленное богатство и нередко не желает делиться им с другими. А ведь чем больше человек имеет, тем больше у него обязательств пред Богом разумно распределить и распорядиться своими средствами.
Это должны помнить все, особенно богатые люди, — чем больше вы получили из рук Божиих или по попущению Божиему, тем больше нужно отдавать другим, и только доброта, только способность разделять свои ресурсы с другими будут обеспечивать вам оправдание в глазах Божиих. Но, конечно, не только богатые иди сверхбогатые должны особенно внимательно отнестись к сегодняшнему евангельскому чтению, но и каждый из нас. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему кто-то что-то должен, и если должник не имеет возможности быстро отдать свой долг, то перед тем как силой или какими-то иными способами принуждать его к расплате, нужно вспомнить об этой спасительной притче. Господь, даруя нам определенные материальные возможности, требует от каждого из нас способности разделять эти возможности с другими людьми и таким образом избегать осуждения.
Да поможет нам Господь — и богатым, и бедным, потому что жадность посещает и одних, и других, — всячески избегать этого коварного, опасного и душегубительного чувства. Да поможет нам благоразумно распоряжаться теми плодами, которые по воле Божией у каждого из нас имеются в большей или меньшей мере, и тогда в ответ на нашу способность разделять свои собственные ресурсы с другими Господь дарует нам и благополучие в жизни земной, и спасение в жизни вечной.
Наученные этой замечательной притчей, в тот момент, когда мы окажемся в ситуации, требующей от нас оказания помощи другому человеку, давайте вспомним об этих Божественных словах и в меру своих сил — Господь не требует от нас сверхусилий — поможем тому, кто нуждается в нашей помощи. И тогда благословение Божие будет пребывать с нами — и с богатыми, и с бедными, и с людьми среднего достатка, — потому что не от количества денег зависит счастье человека, а от состояния его души. А радость, мир и все то, что мы называем человеческим счастьем, источником своим имеют не материальное состояние, а благодать Божию. Аминь.