Проповеди на праздники:

Проповедь после Литургии в Георгиевском кафедральном соборе г. Владикавказа. 2022 г.

Проповедь после Литургии в Георгиевском кафедральном соборе г. Владикавказа. 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Литургии мы слышали евангельское чтение об исцелении одержимого бесами (Лк. 8:26-39). Этот человек был настолько подчинен власти темной силы, что не мог жить в человеческом обществе, он был опасен. Иногда считают, что очень опасны люди невменяемые — они не отвечают за свои поступки, у них расшатана психика, они могут причинить ущерб другим; но в Евангелии речь не о болезни мозга, а о том, что человек находился в полной власти диавола. Поскольку диавол есть абсолютное зло, неспособное производить ничего доброго, то человек был носителем абсолютного зла и совершал зло везде, где только можно. И вот этот одержимый человек, совершенно неспособный к жизни среди людей, обретает спасение и становится полноправным членом общества, потому что Господь сжалился над ним и исцелил, изгнав из него бесов.

Этот, казалось бы, частный случай — ведь речь об одном человеке — имеет огромное, вселенское значение, поскольку запечатлен на страницах Евангелия. Бог спасает людей от сумасшествия, а под сумасшествием не следует понимать только медицинский диагноз. Ведь всякое нарушение Божиего закона — это безумие, потому что Бог дал закон для человеческого счастья. Он сказал: «не крадите», «будьте верны в браке», «не делайте ничего, что может принести человеку зло», «не делайте другим то, чего не хотели бы себе». Простые и ясные истины, Божественный закон, но исторический опыт показывает, что этот закон тяжело исполнить. Почему тяжело исполнить? А потому что каждый человек может находиться под влиянием разрушительных диавольских сил. Несчастный бесноватый страдал от того, что диавол вошел в него, подменил его психику, интеллект, волю, но ведь диавол может воздействовать и дистанционно, не входя в физическую природу человека, а просто подчиняя его сознание и волю своей воле. И это осуществляется сплошь и рядом — через стереотипы, которые навязываются нам псевдокультурой, через определенную моду на поступки, на слова, на действия и, что самое главное, через ложное толкование человеческой свободы как произвола: «свобода — это то, что я хочу делать, вот я это и делаю». И мы знаем, какие огромные проблемы возникают у человека, который так себя ведет. Он становится невыносим в семейной жизни, он очень сложен в коллективе, ведь и там, и там нужно смирять себя, стремясь подчинить свою волю воле того, с кем живешь, или воле тех, с кем ты работаешь, когда такое подчинение может несомненно послужить Божиему делу и правде человеческой.

Так вот, все, что касается сегодняшнего беснования и безумия людей, чаще всего происходит от порабощения нашей воли теми стереотипами, той философией жизни, которая навязывается извне — и не только людям, но и народам, и государствам. Не буду перечислять страшные извращения и грехи, которые сегодня в западной культуре и западной политической мысли представляются как вариация человеческого поведения, то есть может быть одна вариация, может быть другая, а греха никакого нет. Вместо понятия греха — свободный выбор между разными вариациями человеческого поведения. Но что это, как не бесовщина? Бог нам прямо сказал, что есть добро и что зло, что есть путь жизни и что путь смерти. А теперь говорят: «Да нет никакого абсолютного добра и зла». На добро прямо не посягают, но действуют так, что у человека возникает мысль: «А какая разница, ведь я свободный гражданин в свободной стране, я закон не нарушаю, а как я себя веду с женой, с мужем, с детьми — это мое личное дело». И эта неподотчетность современного человека Богу из-за слабой веры, а иногда из-за полного исчезновения веры и приводит к дегуманизации человеческого общества. Тогда и те, кто в Бога не верит, за голову хватаются: «Что-то делать надо и с нашей молодежью, и вообще с людьми; что же происходит?!» А происходит, по Достоевскому, что если Бога нет, то все дозволено. Нет критерия истины, делай что хочешь. Правда, старайся закон не нарушать, иначе тебя к ответственности привлекут, но ведь, и не нарушая закон, сколько пакостей можно сделать, сколько жизней загубить морально, нравственно, духовно, сколько семей разрушить, сколько зла Отечеству своему принести!

Мне доводилось посещать психиатрические клиники, беседовать с опытными психиатрами, и я задавал такой вопрос: «А вы можете отличить психически больного от бесноватого?» Ответ был: «Нет, не можем, но есть такая модель поведения наших пациентов, которая не укладывается в картину психического заболевания, а безумие — на лице, в глазах, хотя мы не можем описать их поведение в рамках того или иного диагноза». Вот какой ответ я получал, и это свидетельствует о том, что и в наше время есть люди, одержимые духом злобы. Если они в изоляции, под медицинским контролем — это одно. Но если одержимость не сопровождается асоциальным поведением? Если одержимый закон не нарушает, но внутри него зло, абсолютное зло — насколько такой человек опасен! А если он благодаря своим талантам и способностям еще и входит во власть — как же опасен он может быть! А если он получает власть над трудовыми коллективами, над некими объединениями людей, раз у него нет диагноза? Да, многие скажут: «отвратительный, тяжелый человек, с ним невозможно»; но ведь никто в светском обществе не может ограничить поведение такого человека. А что же может ограничить? Ограничить может только благодать Божия, и не только ограничить, но исцелить, как Господь исцелил бесноватого. Ведь Господь дал и Церкви Божией возможность исцелять — через Святые Таинства, через молитву, через великое евангельское учение, которое, достигая умов и сердец, меняет человеческое поведение.

Церковь — это и есть община исцеления. Наверное, поэтому так и тянутся в эту общину, в том числе, люди больные, и таковых никогда нельзя отталкивать от общения, ведь и они наши братья и сестры. И хотя иногда трудно быть рядом с больным человеком, но нужно преодолевать себя и видеть в нем такого же, как ты сам. Потому что Церковь есть община исцеления — и в плане личных отношений, и в широком смысле исцеления общества от силы темной, злой и разрушительной.

И чем убедительнее, сильнее становится эта миссия Церкви, тем большее противление она вызывает. По милости Божией мы живем в стране, где сегодня большинство людей верующие, и во власти люди православные, и условия для церковного бытия благоприятные, и церковную проповедь никто не ограничивает. Церковь живет самостоятельно и свободно, и тем больше ответственность на архипастырях, пастырях и на всем нашем народе. Мы должны действительно вносить в жизнь всего нашего общества и всего нашего народа мир и любовь, содействовать установлению добрых отношений между национальностями — а это особенно важно в таких регионах, как Кавказ, — между представителями разных социальных групп и людьми разных материальных возможностей. Церковь есть община примирения и любви, и мы ни в коем случае ни своим поведением, ни своей проповедью не должны служить чему-то противоположному.

Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто трудился над созиданием этого Божиего храма. Замечательно, что здесь, на Аланской земле, возведен прекрасный кафедральный собор. Надеюсь, что со временем он будет расписан, благоукрашен, но даже сейчас эти сияющие белизной стены создают совершенно особую атмосферу, в которой нам было сегодня так легко молиться и служить. Пусть Божии храмы умножаются по всему лику нашей земли, и дай Бог, чтобы в каждом храме создавалась и возрастала в вере христианская община, способная содействовать всем своим членам в продвижении к лучшей жизни, к обновлению духовных сил, к обретению спасения, и чтобы каждая христианская община могла вносить свой вклад в то, чтобы в жизни нашего общества, в котором присутствуют многие религии, разные национальности, укреплялись по-настоящему добрые, братские отношения между людьми, чтобы возрастали доверие и способность трудиться вместе, как одна семья, решая те задачи, которые сегодня стоят на пути развития России. Пусть благословение Божие простирается над древним Кавказом, над всеми его жителями. И, конечно, мое особое слово — православным людям, здесь живущим. Пусть Господь хранит вас, укрепляет в вере, пусть умножаются наши приходы, пусть больше добра совершают люди, которые называют себя православными. И дай Бог, чтобы служение Церкви здесь, на Кавказе, содействовало еще большему укреплению мира и взаимопониманию между народами.

В память о сегодняшнем пребывании я бы хотел преподнести икону Богоматери, называемую «Умягчение злых сердец». Хорошо помню заседание Поместного Собора, на котором, как всегда, были представлены различные точки зрения и проявились даже некие противоречия, которые, не разрушая церковное единство, создают достаточно высокое напряжение между людьми. И в тот момент, когда на Соборе стали раздаваться слова, которые могли привести к достаточно сильному противостоянию, по неведомому для нас промыслу Божию и совершенно неожиданно для меня в храм принесли чудотворный мироточивый образ «Умягчение злых сердец». Конечно, люди стали прикладываться к этому образу, молиться у него, и те, кто помнит это событие, подтвердят, как присутствие иконы изменило атмосферу на Соборе. И не было никакой конфронтации, люди мирно и спокойно высказывали свое мнение, а затем голосовали по очень важным вопросам. На том Соборе был избран нынешний Патриарх, и все прошло в мире и единомыслии. Вот я и подумал, что было бы хорошо список чудотворного образа «Умягчение злых сердец» подарить и этому святому храму, чтобы каждый мог помолиться об умягчении сердец тех, с кем он в конфликте, и об умягчении своего собственного сердца, о мире, межнациональном мире, о согласии в обществе, о способности всех нас вместе жить, трудиться во славу Божию и на благо нашего Отечества. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной через образ «Умягчение злых сердец» пребывает над всеми вами. Аминь.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5976188.html

Проповеди на праздники:

Наверх