Проповедь после Литургии в Александро-Невском скиту близ Переделкина 30 декабря 2022 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В этот день, в преддверии гражданского Нового года, мы вспоминаем память святого пророка Божия Даниила и святых отроков Анании, Азарии и Мисаила. Эти люди жили во времена Ветхого Завета, задолго до Рождества Христова. Так почему же мы, живущие в Новом Завете, прославляем тех, чья жизнь отделена от нас веками? Почему Церковь хранит их память? А потому что в то непростое в духовном смысле время, когда Господь еще не пришел в мир, когда по всему миру буйствовали заблуждения, страшные языческие культы, когда и народ избранный не всегда оставался верен Откровению, которое вручено ему было через явление Бога на горе Синай пророку Моисею, когда многие действительно не могли найти правильного пути в жизни, как известно из истории и философии той эпохи, — в то самое духовно мрачное время эти люди жили так, что угодили Господу.
Уклоняясь от исполнения заповедей Божиих и предписаний церковных, направленных на очищение души, на спасение человека, мы нередко ссылаемся на многие обстоятельства — на нашу занятость, на особый темп жизни, который действительно не был свойственен предыдущим поколениям, но в который мы сегодня вовлечены, часто теряя всякие жизненные ориентиры. Так вот, ссылаясь на эту круговерть повседневной жизни, мы постоянно оправдываем себя в том, что молимся мало, в храм редко ходим, да еще во многом другом себя оправдываем, часто согрешая как бы на пустом месте.
Конечно, грех нередко является следствием особых страстей, которые человеку трудно побороть. А если страсти не обуревают, то по глупости, по окамененному нечувствию, как сказано в молитве, мы совершаем каждый день какие-то действия, которые не в полной мере соответствуют тому, чему мы научены, не в полной мере соответствуют нашим обязательствам пред Господом. Необходимо избегать этих повседневных грехов и грешков, из которых постепенно накапливается некая критическая масса, способная погубить человека, подобно тому как в горах накапливается критическая масса снега и в какой-то момент от малого сотрясения, от громко произнесенного слова внезапно обрушивается страшная лавина. Так и маленькие грешки, накапливаясь, создают некую критическую массу в нашей душе, и, к сожалению, нередко происходит «сошествие лавины» — в жизни происходит что-то такое, что является следствием наших грехов, нашей неправды и что воспринимается людьми, не потерявшими веру, как наказание Божие.
Мы действительно должны хранить некое духовное зрение, бодрствовать. И уж если это удавалось ветхозаветным людям, кольми паче нам, живущим после пришествия Христа, вразумленным Его словом, участвующим в Таинствах Церкви, через которые Сам Христос с нами соединяется! Поэтому в преддверии Нового года будем молиться о том, чтобы Господь давал нам силы, преодолевая тяготение греховное, стараться жить по Его закону. А чтобы это было возможно, нужно укреплять веру, нужно посещать храм Божий, нужно причащаться Святых Христовых Таин и регулярно приносить покаяние пред Богом, осознавая свои грехи и свою неправду.
Сегодня лично для меня скорбный день: год назад в Санкт-Петербурге скончался мой родной брат, профессор протоиерей Николай. Его одолевали разного рода недуги и многие болезни, и умер он, может быть, раньше, чем могло произойти по естественному течению человеческой жизни. Человек очень одаренный, способный, отец Николай в свое время многое сделал как проповедник в городе Ленинграде. Господь дал ему силу яркого и убедительного слова, и он, в бытность настоятелем Спасо-Преображенского собора, собирал на своих проповедях множество людей. Говорил искренне, от души, не пересыпая свое слово некими заумными цитатами, но от внутреннего, сокровенного жизненного опыта; а иногда, раскаиваясь публично в своих грехах, помогал людям осознать их собственные грехи. За это и любили отца Николая его прихожане. И сегодня, в годовщину его смерти, вспоминая его и молясь о спасении его души, мы еще и еще раз обращаемся к Господу, дабы Он принял наши молитвы, простил грехи протоиерея Николая вольные и невольные и принял его душу в Небесных Своих обителях.