Пастырская обязанность обличать лжеучителей (Тит.1:10–16)
В Тит.1:10–16 Павел показывает, почему необходимо тщательно соблюдать те условия, которые он только что перечислил Титу, и, в частности, почему пресвитер должен быть способен «противящихся обличать» (Тит.1:9 б). Критским пресвитерам придётся работать в атмосфере, отравленной лжеучениями. А искажение учения ведёт и к искажению жизни (ср. особенно Тит.1:15–16). Обличение лжеучителей ап. Павел возлагает и на Тита (Тит.1:13, 14, ср. Тит.1:11). Не давая исчерпывающей характеристики лжеучений, он, во–первых, отмечает в них элементы иудейские (Тит.1:10, ср. Тит.1:14) и, во–вторых, признает влияние местных, критских, условий (Тит.1:12–13), с которыми Титу необходимо считаться. Стих Эпименида, который ап. Павел приводит в Тит.1:12, был хорошо известен в древности. Лживость критян тоже вошла в пословицу. Но замечательно, что, цитируя Эпименида, апостол называет его «пророком» (προφήτης, по–русски, неправильно: «стихотворец»): он, несомненно, думает о дохристианском откровении, которое было доступно и язычникам. Мы знаем, что эта мысль была ему дорога (ср. Деян.14:17, 17:22–28, Рим.1:20,21).