Пасхальная статья
«Я не оставлю вас сиротами» (Ин. 14:18). Сурово слово «сирота», но особенно сурово оно было в дохристианскую пору. Остаться сиротою тогда означало быть обреченным на все муки, на все страданья, на все унижения, на какие только способна обречь суровая жизнь существо слабое, одинокое, беззащитное, забытое, отверженное. Самая суровая угроза, какую знает слово Божье для человека древности, выражена в словах: «дети ваши будут сиротами» (Исх. 22:24; Пс. 108:9)
Когда умер на кресте Христос, ученикам Его для которых со Христом были связаны все надежды, вся вера, вся любовь, естественно было почувствовать себя сиротами в самом суровом значении этого слова. Они не только лишились Отца, питателя надежды жизни своей, но на них всех на всю жизнь тяжелым бременем должны были лечь вся та ненависть, которую современность питала ко Христу, весь тот позор, которым злоба силилась окружить Его имя, Его память. Они должны были почувствовать себя сиротами, оставшимися после отца, духовным и светским судом присужденного к позорной казни и казненного, они сироты после отца, отверженного и осмеянного. Они наперед обречены на презрение сограждан, ненависть толпы, гонения и утеснения, для них нет защиты ни в законах, ни в сердцах сограждан.
По-видимому, чада Христовы во всей силе почувствовали такое свое сиротство тотчас после смерти Христа. Устрашенные этою долею, одни поспешили отречься от Христа, другие пытались скрыться от Него бегством, и лишь немногие дерзнули остаться при кресте и гробе Христа, в готовности покорно подклонить выю свою под все невзгоды сиротства.
И у креста, и у гроба, и всюду, где бы они ни были, они, объятые мраком печали, или плачут, как мироносицы, или терзаются сомнениями, как Фома, или с невыразимою скорбью отходят от креста и гроба восвояси, в свою обыденщину, как Эммаусские путники, с нескрываемым горьким разочарованием: «Мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21). Если где подобно птенцам, ожидающим неминуемой грозы, они и собирались вместе, то «дверем заключенным страха ради иудейска» (Ин. 20:19). Эта сиротская скорбь еще углублялась тем, что мир кругом веселился, празднуя великий праздник иудейский.
Кто станет отрицать, что и в настоящее время весьма многие православные переживают это чувство горестного сиротства. Кто сочтет толпы скорбных мироносиц, которые в дни воспоминаний страстей Христовых несли ко кресту и гробу Христа под злобное гиканье комсомольцев все усердье сиротского почитания и святые слезы, море слез. Сколько сиротских робких душ православных в эти дни робко теснились друг к другу за тщательно запертыми дверями страха ради жестоких гонителей. Сколько в единодушии с Фомою уклонялись от поклонения кресту и гробу Христа, потому что в высмеиваемом Христе они затруднялись признать Сына Божия, а в разоряемой церкви – Царство Божье. Многие отходили от креста и гроба подобно Эммаусским путникам, твердя с разочарованием: «А мы надеялись во Христе и Его Церкви узреть спасение родного народа». Сколько православных «сынов рассеянья» в эти дни пережили горькое сознание оторванности от всего родного, милого, дорогого, от всего, чем жила и дышала душа, чем красна была жизнь, что тешило и радовало. Среди горя, нужды разочарования многим в эти дни весь мир казался чужим, враждебным, злым, и они готовы были от всего мира запереть не только двери своего жилища, но и сердце. Многим даже вся святая православная церковь начинала казаться осиротелою, подобно евангельской вдовице, денно и нощно вопиющею к органам правосудия мира: рассудите меня с противниками моими (Лк. 18:3).
То обстоятельство, что во дни православной страстной седмицы кругом раздавались звуки светлого праздничного ликования, еще более углубляло чувство сиротства, еще более сближало переживания православных с пережитым апостолами и мироносицами.
Всеведующий Спас наш предвидит эту опасную возможность навязчивого сознания сиротства и посему оставил верующим утешительное обетование: «Я не оставлю вас сиротами» (Ин. 14:18). «Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь» (Мф. 38:20). «Вот Я стою при двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь. Я войду к нему и буду вечерять с ним и он со мною (Апок. 3:20). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18:20). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).
Слово Господне непреложно. Пребывание Господа с верующими никогда не прекращалось. Неопровержимые доказательства общения Христа с верными запечатлены на всех страницах истории Церкви.
Приспело время и поприще святых апостолов заняли преемники их, не слышавшие и не видевшие Христа лично. Но и к ним Христос, всегда пребывающий в Церкви, был неизменно близок. И они не были сиротами. Со сверхчеловеческим мужеством шли проповедники и исповедники Христа на самые ужасные мучения, то посмеиваясь над мучителями, то с радостью славя Бога, то наставляя и укрепляя братий по вере. Когда архидьякона Лаврентия положили на раскаленную докрасна железную решетку и бок его прогорел на огне, он обратился к мучителям: «этот бок изжарился, переверните на другой». Про святого мученика Федора мученические акты повествуют, что он сгорая в пламени, пел хвалу Богу, как бы находясь в месте прохлаждения. Святой Киприан утешает своих соузников «блаженны связанные ноги, спешащие в рай». Женщины и малые дети соперничали с мужами в мужестве. На месте каждого замученного становились сотни и тысячи готовых принять мучения. Кровь мучеников поистине становилась семенем христианства. Языческий мир уставал изобретать пытки и казни и сам пал к ногам Христа. Христос неизменно пребывал в Своей церкви со Своими верными учениками, сам укреплял их, утешал, ободрял, умудрял и чрез них покорил противников Своих. «Победил Ты меня, галилеянин», возопил умирающий Юлиан Отступник и в этом вопле слышится вопль побеждаемого Христом христоборчества.
Наступили, наконец, золотые дни и века для христианства. Имя Христово стало превыше всех имен. Дух Христов стал витать над всеми сторонами жизни человека. Все то святое, высокое, благородное, что составляет ныне украшение человека и его жизни, родилось на лоне Христа и Его Церкви. Наука, философия, искусство, мораль, право, быть – все это своими живыми здоровыми соками обязано Христу. В эту пору ощущения сиротства были чужды христианам.
Лишь в последние столетия и особенно в последнее десятилетие вновь возобновились гонения на Христа и его Церкви, но не без вины тех, кто носит имя Христово, кто говорит и действует во имя Христа, стали раздаваться сначала робко, а потом все смелей и смелей голоса против Церкви Христовой, христианства и против Самого Господа. Время от времени от слов стали переходить и к делам, к открытым восстаниям против Христа и открытым гонениям на Церковь и христиан. Всем памятны яркие вспышки этого рода во Франции. Но самым ярким восстанием против Христа и христианства, несомненно, является то гонение, которое в настоящее время охватывает значительную часть современного мира.
Как во дни римских императоров, гоненье на Христа и Его Церковь начало опять становиться общественным и государственным. Уже не отдельные только лица и группы лиц воюют против Христа и Его Церкви. Один из громаднейших и могущественнейших государственных аппаратов мира напрягает всю свою мощь, все свои материальные и интеллектуальные силы, чтобы разрушить Церковь, искоренить христианство, изгнать Христа. Вновь призваны к жизни все прежние методы гонения. Изобретаются новые приемы. На исходе второго тысячелетия своей жизни христианская Церковь вновь переживает все ужасы гонения. Храмы разрушаются, закрываются, обращаются в клубы, тюрьмы, склады, танцклассы, музеи и учреждения, о которых срамно говорить. Очаги христианской науки и просвещения закрываются. Священные книги публично сжигаются на площадях. Предметы религиозного почитания подвергаются всевозможным гнуснейшим поруганиям. Живые церковные силы истребляются способами, до коих далеко Нерону и Диоклетиану. Религиозные организации подвергаются разгромам. Некоторые из них, например, монастыри, упразднены. Жесточайшими, грубейшими мерами подавляются даже частные проявления религиозной веры.
Жесточайшие приемы гонений направлены именно против православной Церкви, являющей собой чистейшее воплощение заветов Христа. С глубочайшею скорбью приходится свидетельствовать, что, как это наблюдалось и в первые дни христианства, к многострадальной Церкви окружающие относятся одни с тупым равнодушием, другие со злорадством, а третьи не стыдятся способствовать гонителям. Беззащитною, одинокою, обреченною на беды сиротою начинает казаться ныне многим святая православная церковь. На виду у всего мира истекает она кровью от каждодневно умножаемых ран. По силе возможности враги и соседи приступают уже к дележу окровавленных риз, «метающе жребий, кто что возьмет». Начинает нарождаться сознание беспросветного горького сиротства.
Но дорогие братья и сестры по вере православной, или вы забыли обетование Христа спаса: «Я не оставлю вас сиротами»? То правда, что гонители довели Православную Церковь до незапамятного внешнего убожества, что жесточайшими приемами устрашения во многих местах православные вновь доведены до необходимости собираться для молитвы и взаимного назидания «дверем заключенным», что на широчайших пространствах православные вынуждены таиться и поверхностному наблюдателю может показаться, что православие, если не окончательно исчезло, то достигло последних пределов.
Но нам с вами ведомо, что под этою внешнею убогостью таится великое богатство духовное, таится непобедимая сила Христова, «в немощи совершающаяся». Не менее, если не более, чем в пору блеска и славы, мы в праве исповедовать: с нами Бог и мы не сироты. На протяжении последнего десятилетия угнетаемая и гонимая святая Православная Церковь явила такое множество славных исповедников и мучеников, какого наши черствые и гордые соседи, не стыдящиеся принимать участие в дележе риз св. Церкви, не имеют на протяжении всей своей истории. Нет ни одной епархии в областях, посещенных гонениями, в которой не было бы своих достохвальных мучеников, исповедников и подвижников. Величайшую силу духа являют не только вожди и возглавители нашей веры, но и смиреннейшие рядовые чада Церкви. Мы не перечисляем здесь имен, ибо многое множество имен, во главе с именем патриарха, известно всему миру. Сила Христова действует в святой Церкви с такою очевидностью, что мы не имеем права мыслить себя сиротами. Не оскудела духовная мощь Христа оттого, что совлекли с него ризы его и разделили между собою «метающие жребий» и насильники, позарившиеся на ризы Христовы не обогатились. Не убудет и в святой Церкви духовная мощь и сила оттого, что ныне иродиады и каиафы делят между собою внешнее достояние ее, доводя ее до крайней материальной скудости.
Да не смущается сердце ваше и тем, что время от времени в недрах самой церкви обнаруживаются Иуды-предатели, продающие врагам за сребреники интересы и права св. Церкви. Если вы прикинете число иуд к числу верных, то увидите, что нам еще, слава Богу, далеко до процента Иудина. Не на двенадцать, а на тысячи приходится у нас один Иуда.
Да не смущается сердце ваше и тем, что враги возводят на нас всякие небылицы, обзывая нас и «врагами народа» и «врагами строя». Такие обвинения клеветнически возводились в свое время и на Господа нашего.
Говорят, будто редеют наши ряды, но разве не редели они в свое время и около Господа на Голгофе? Тот же Господь, который нам оставил утешительное слово: «Я не оставлю вас сиротами», оставил нам и другое утешительное слово: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Сила наша не в количестве, не во внешней мощи и блеске. Умаляется ли, умножается ли наше число, сила наша в сознании, что Христос воскрес и пребывает с нами, что в Его руке. А не в руках наших врагов и наше настоящее и наше будущее. Христос воскресе и врагам вновь Его не умертвить. Жив Христос, а с Ним жива будет и пребудет во веки и Его св. Православная Церковь, верующая, что Христос воскрес и, согласно Своему непреклонному обетованию, не оставит ее сиротою.