Пасха. Проповедь на Пасху в Храме Воскресения Христова, что в Сокольниках. 1957г.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Много, много раз мы повторяем и будем повторять эти слова и в храме, и при встрече друг с другом сегодня, и в предстоящие священные сорок дней. Наши уста не перестанут произносить эти слова, а паши сердца спешат открывать навстречу им свои двери, чтобы вбирать их в себя. Сколько раз ни произносили бы мы эти слова, они пробуждают в нас, в наших православных верующих сердцах, всякий раз светлые, радостные чувства.
Есть и в земной жизни события, которые наблюдаем часто, иногда каждый день. Но от этого они не теряют своей прелести и своего обаяния над нами. Вот мы каждый день видим свет солнца, иногда на ясном небе, иногда через облака. Но всегда для нас свет солнечный, свет дня приятен и мы им восхищаемся. Каждый день восходит и заходит солнце. И прекрасны его восхождение и заход. Мы любуемся закатом солнца, отблеском света вечернего и не перестанем любоваться.
Каждый год мы встречаем весну и не перестаем ей радоваться: этим первым весенним цветам, первым зеленым листочкам па деревьях и кустах, первым песням весенних птиц. Это нам никогда не надоедает, всегда нас радует.
О, дорогие мои, тем более наше сердце никогда не перестанет радоваться светлейшему событию Воскресения Христова! Разве можно его сравнить с какой-нибудь другой радостью?! Свет этой радости наполняет счастьем православную верующую душу; в этих двух словах праздничного приветствия “Христос Воскресе!” мы выражаем всю сущность нашей веры, всю крепость и непоколебимость нашей надежды на Господа Бога, ощущение всей сладости и всего блаженства нашей жизни со Сладчайшим нашим Спасителем.
Христос воскрес, и, значит, Он воистину Спаситель мира, Которого много веков ожидали верующие иудеи. Он Тот, Кого видел в темноте грядущих времен великий ветхозаветный патриарх Авраам. Он Тот, Кого созерцали в своих пророческих видениях и Моисей и Исаия, Кого воспевал в своих псалмах царь Давид. Он Тот, во имя Которого проливали свою кровь семь братьев Маккавеев, пострадавших во имя Единого Истинного Бога и грядущего Спасителя мира. Это Он пришел спасти пас от вечной смерти и вечного рабства греху. Это Он при кончине века на Своем последнем Страшном суде будет судить и каждого из нас.
“Христос воскрес, — говорим мы, повторяем мы, поем, восклицаем: Воскрес Христос!” Значит, принята Богом искупительная жертва за наши грехи, во имя которых Господь Спаситель понес тяжкий подвиг страданий. Теперь пусть каждый грешник, самый тяжкий, самый мерзкий падший грешник, кающийся в своих грехах, без всякого сомнения приступает с покаянием к ногам Господа Иисуса Христа.
Это не значит, дорогие мои, что после искупительной жертвы Господа Иисуса Христа и нераскаявшиеся грешники прощены. Во имя этой жертвы прощаются грехи тех, кто приходит ко Господу с покаянием и с обещанием не возвращаться на путь греха.
Вспомним еще раз притчу о блудном сыне (см.: Лк.15:11 32). Сын покинул дом своего отца. Разве отец мог спокойно отнестись к тому, что его младший сын, может быть даже самый любимый, взяв часть имения, ушел из родительского дома и в блуде и пороках прожил свое имущество? Разве сердце отца не болело за своего блудного сына? Разве родители не плачут и не болеют своим сердцем за своих грешных детей? Несомненно, и этот отец не одну ночь провел в глубокой скорби и сокрушении о своем младшем сыне, который где-то в далекой стране проводил грешную жизнь. Но эти страдания отеческого сердца не могли бы сами по себе спасти для будущей жизни этого сына. Если бы тот так и остался лежать в своих грехах, не раскаявшись в них, он никогда не смог бы избежать вечного наказания за них. Но он пришел к отцу с раскаянием. И вот отеческая любовь обняла его, простила ему согрешения, и радости отеческого сердца не было предела.
Мы только что на страстной неделе переживали своей верующей душой страдания Господа Иисуса Христа за грехи всех людей. Мы знаем, что, кто остается в своих грехах нераскаявшимся и упорным до конца дней, того и милость Божия и эта искупительная жертва не спасут от вечного наказания. Но зато, кающийся грешник, радуйся и веселись о Воскресшем Господе Иисусе Христе! Он воскрес для твоей радости в бесконечных веках, чтобы ты, прощенный, был бы с Ним там, куда Он восшел после Своего подвига.
Потому и говорит великий Иоанн Златоуст в своем огненном пасхальном слове: “Никто не плачь о грехах своих, ибо из гроба всем нам воссияло прощение”. Не плачь о тех грехах, в которых ты раскаиваешься, ибо за тебя пострадал Спаситель, пролил за тебя капли Своей Божественной крови и во имя этой крови Он теперь обнимает твою кающуюся душу.
Воскрес Христос, и окончилось тяжелое, томительное время Ветхого Завета. Начались дни, годы, столетия жизни человечества со Христом под живительными лучами Его солнца, в ограде Им основанной Святой Церкви, раздаятельницы Его благодатных даров всем Его детям.
Не может быть никакого сравнения между веками Ветхого Завета и временем Завета Нового. Как жалки были язычники до рождения на земле Господа Иисуса Христа! Они называли богами солнце, луну, камни, обожествляли свои пороки и страсти и умирали, ничего не зная, что их ожидает после смерти. Только горсточка верующих иудеев, как маленький островок в большом океане, хранила веру в грядущего Спасителя мира и в Единого Бога.
Мы знаем, что в эти дохристианские века были свои мудрецы, мудрость которых и до сих пор является предметом исследования учеными людьми. Но о чем они говорили? Один из таких древних философов Платон писал: “Если бы я что-нибудь и узнал о Боге, я не нашел бы слов, чтобы выразить то, что знаю, хотя своим сердцем чувствую бытие Бога”.
Другой мудрец Ветхого Завета Сократ говорил: “Темная завеса закрывает от нас посмертную жизнь. Только после смерти мы узнаем, ожидает ли пас что-либо там”.
Так говорили в Ветхом Завете умнейшие из язычников, а народ умирал, ничего не зная о будущей жизни.
И что сделали тридцать три с половиною года земного подвига Господа Иисуса Христа? Святое Евангелие — это книга таких откровений, о каких не смели и думать ветхозаветные люди. Всё, что хотят узнать мысль и сердце человека о Боге, о Его неисповедимом существе, о Его милосердии и любви, о Его правде и суде, о человеке его происхождении, судьбе и назначении, о небе и преисподней, о земной жизни и жизни вечной, о мире видимом и невидимом, — это всё открыто нам Тем, Кто жил и проповедовал па земле девятнадцать с лишним веков тому назад.
Приходил на землю Спаситель мира, учил народ, пострадал за нас и воскрес из мертвых. И знаем мы, идущие за своим Спасителем, что нас ждет в загробном бытии. Знаем: что человек посеет, то и пожнет. Одни из нас идут своей бессмертной душой в радость Господа своего, другие войдут в вечную скорбь и в вечное отчуждение от Господа.
В свете Воскресения Христова мы знаем, что видимый порядок жизни, порядок вещей в земной жизни, продолжается только до минуты нашей смерти. После смерти начинается другой порядок жизни, той вечной жизни, о которой Господь Иисус Христос говорил, что там многие из первых будут последними и многие последние будут первыми (см.: Мф.19:28-30; Мк.10:29-31; Лк.13:27 30). Начнется та жизнь, где мнимое земное торжество сменится вечной скорбью, а временное уничижение и страдания заменятся вечной радостью и славой о Господе, ибо об этих временах жизни будущего века сказано в слове Божием: “…праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” (Мф.13:43). Господь отрет слезы с очей человеческих, и там не будет самой памяти о скорбях, о болезнях, о горестях, какие перенесла человеческая душа в земной жизни.
И к этому Горнему Иерусалиму, к этому вечному нашему отечеству с особою силой устремляются в радости Е1аши верующие души в дни Пасхи. Мы многократно поем в эти дни: “Светися, светися, новый Иерусалиме”, называя новым Иерусалимом жизнь будущего века, — это царство света, счастья, двери в которое открыл для всех нас Воскресший Господь Иисус Христос.
Когда мы мысленно перелистываем страницы истории Церкви, мы видим уже с первых веков ее бытия на земле великое множество счастливых людей, среди которых были зрелые мужи и жены, и дети, и подростки, и старцы. Чем они были счастливы? Богатством, славой, достатком в жизни земной, здоровьем и прочими земными благами? Нет. Они были счастливы верой в Воскресшего Господа. Напротив, многие из них с земной точки зрения были несчастливы в этой жизни.
Кто страдал на земле так, как апостолы Христовы, которых и били, и гоняли, и мучили, которые мученически окончили свою жизнь? А святой апостол Павел говорит, что он всегда радовался в своих страданиях. Он жил радостью веры, радостью о Воскресшем Господе, Который даровал жизнь вечную и позвал всех нас после земной жизни войти в радость Господа своего.
Мучеников первых веков христианства подвергали тяжким мукам и пыткам. Но разве кто-нибудь из этих мучеников согласился бы за богатство и славу, которые предлагали им мучители, отказаться от пыток? Никто. Потому что их укреплял Сам Воскресший Господь, потому что они видели духовными очами среди своих мучений, как простирает над ними Господь Свою руку с венцом вечной славы.
Подвижники и пустынники добровольно принимали на себя множество различных подвигов. И никто из них не согласился бы отказаться от этих подвигов ради удобств и спокойной жизни на земле, потому что они шли на них доброволыю, ради того, чтобы царствовать в вечной жизни вовеки с Воскресшим Господом.
“Христос воскрес”, — говорим мы и исповедуем то, что Воскресший Христос явился победителем диавола. Телом Своим пребывая во гробе, Он Божеством Своим сошел во ад, в место пребывания диавола, и вывел оттуда души праведников, которые ожидали этой святой минуты своего вечного спасения. И теперь мы, верующие, хорошо знаем, что у нас есть сила против всех козней, всех нападений на наше сердце, на душу невидимого врага спасения. Эта сила, которую оставил нам Воскресший Господь, благодать Божия, молитва, крестное знамение, которыми мы ограждаем себя от всех напастей и искушений врага нашего вечного спасения. Господь оставил нам Святые Тайны, чтобы мы, приобщаясь их и соединяясь с Ним, имели в себе силу противостоять всем козням диавольским.
Есть земной закон, по которому ничто материальное, вещественное в этом мире не пропадает, а только превращается в другое вещество или — в энергию. Сгорает дерево в огне, но оно не исчезает, превращаясь в пепел.
По закону Господа Бога Всемогущего, не исчезает и прах, который остается после каждого из нас. К кончине века бессмертная душа соединится с воскрешенным своим телом, и уже на новой земле, под новым небом начнется новая жизнь, новое, нетленное, духовное, вечное Царство, о котором мы говорим в “Символе веры” и в которое мы веруем: “Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века”.
Святой Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове, слышанном вами в пасхальную ночь, с восторгом говорит: “Нет ни одного мертвого во гробе”. Все, кто когда-либо жил па земле — наши предки, наши родители, умершие ваши дети, близкие и родные, — бессмертными душами живут у Господа. А прах наш будет воскрешен силой всемогущества Божия в “последний день”.
Эту радость нам принесла весть о воскресении Христовом. Воскрес Христос. “Где твое жало, смерть? Где твоя, аде, победа?” восклицает святой Иоанн Златоуст словами ветхозаветного пророка.
Воскрес Христос, и всё, что мы имеем святого, дорогого, радостного для своей верующей души, — всё дано нам Воскресшим Господом. И как радостно сегодня сознавать, мои дорогие, что наша радость о Воскресшем Господе в день святой Пасхи сливается с радостью бесчисленных тысяч людей во всех концах земли, празднующих преславное Воскресение Христово. А оно — это величайшее событие в истории мира — наполняет светом, по слову одного из пасхальных песнопений, и небо, и преисподнюю, и землю.
Пусть радость о Воскресшем Спасителе будет оберегать нас от уныния, от отчаяния во все минуты наших скорбей, жизненных тягот, в дни несения нами жизненного креста. Пусть она и в этой жизни и навеки будет источником нашей радости и счастья.
И как хочется всей душой пожелать себе и каждому из вас, мои дорогие, чтобы своей бессмертной душой мы приняли соучастие в праздновании вечной светлой и торжественной Пасхи в Царстве Небесном.