Параллели в христианских письменных памятниках
Письменные памятники четвёртого периода истории апостольского века также обнаруживают многочисленные точки соприкосновения с раннейшими новозаветными писаниями. В своё время будет показано, что ап. Петр в своем Первом Послании обнаруживает несомненное знакомство с Еф., Евр. и Иак. В этой связи интересно отметить, что древнейший послеапостольский памятник, Послание Климента Римского, отправленное, как и Послание ап. Петра, из Рима, допускает сопоставление с Евр. и с Иак., притом именно в тех точках, которые мы в своё время истолковали как ответ Иакова на учение Евр. (ср. особенно Клим. гл. 12 и Евр.11:31; Иак.2:25). Мало того, доказывая, что Авраам и Раав стяжали спасение верой и делами, Климент не только обнаруживает своё знакомство с обоими Посланиями, но и делает попытку согласовать их учение. Как мы увидим, и писания ап. Иоанна, возникшие в Ефесе в 95–100 гг., обнаруживают знакомство их составителя с трудами его предшественников. Досказывая недосказанное ими, он замыкает откровение Нового Завета. Вышеизложенное достаточно иллюстрирует нашу мысль, что в новых условиях конца I в. жизнь Церкви текла по тем путям, которые наметились в предыдущую эпоху. Она была сосредоточена около тех же центров, и её памятники свидетельствуют о духовном преемстве учения.