Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии. Часть II. (На панихиде по убиенном архиепископе Никоне, в общем собрании Московских патриотических союзов, 8 июня 1908 года.)

Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии. Часть II. (На панихиде по убиенном архиепископе Никоне, в общем собрании Московских патриотических союзов, 8 июня 1908 года.)

Тяжело было нам встречать здесь, в Москве, в сердце России, гроб мученика-архипастыря, – архипастыря, которого так недавно видели здесь полного духовной жизни и телесных сил, которого провожали на дальнюю замутившуюся окраину со страхом и вместе с надеждами на то, что он, быть может, сохранён будет для русской Церкви. Увы, ни его испытанная мудрость в управлении, ни природный ум, ни обаятельные качества сердца, ни благородство души, ни мягкость в обращении, ни справедливость во всех делах и отношениях, – ничто не спасло его от зверей-людей, жаждущих убийств и крови, пылающих ненавистью ко всему русскому. За что эта ненависть? За то разве, что Россия оказала одни благодеяния народу, пославшему убийц к этому архипастырю-мученику? За то, что Россия, в защиту и ради избавления этого народа от диких орд мусульманских, залила Кавказ кровью своих сынов и засыпала его своим золотом, вычерпывая его из средств своей небогатой страны, урезывая потребности своего родного народа ради великой христианской идеи человеколюбия? Не будем здесь говорить подробно о причинах, непосредственно на месте приведших к убийству экзарха. Мы говорим здесь это слово, мы молимся о новой жертве смуты среди представителей общественных русских патриотических организаций; на одну из сторон общественной жизни, способствовавших кровавому и неслыханному преступлению в Тифлисе, мы и обратим наше внимание.

Безмерно тяжело было встречать этот гроб мученика-архипастыря здесь, в Москве, потому ещё, что здесь, именно в Москве, в одной из ничтожных газет против убиенного экзарха с первых дней его вступления на паству в Грузии велась систематическая и озлобленная травля. Обвиняли покойного и в недостатке ума, потому что он-де из сельских священников, и в несправедливых отношениях к пастве, и в том, что он, якобы, «душил грузинский клир, что он будто бы оскорблял грузинский народ, что он корыстолюбив и жестокосерд. Что он чуть ли не ради собственного удовольствия в карете переехал какую-то девочку (чего на самом деле не было)... Скажут: ничтожны газета и её сотрудники, в Москве о них никто и не знает. Но нужно быть на Кавказе; нужно знать тамошние нравы; нужно иметь представление о множестве больных кровавым безумием людей среди народностей Кавказа, – плоды многотысячелетней кровавой истории этой страны; нужно знать, какое впечатление производит на них то обстоятельство, что русская газета, русские публицисты льют грязь на русского экзарха; нужно знать, как чрез это все действия экзарха и его сотрудников приписываются их капризу и жестокости, а не требованиям долга русского человека, – нужно всё это знать, чтобы понять, какое значение науськивания и подстрекательства к преступлению имела газетная травля против покойного экзарха. Эта травля бьёт по больным нервам неуравновешенных сынов народа, взволнованного революционной агитацией, и склонных к убийствам по самым ничтожным поводам; эта травля заранее возводит убийц в разряд народных героев...

Да, тяжело нам встречать этот гроб! А как тяжело тем, кто был и служил на Кавказе, кто живо может перенестись в обстановку гнусного злодеяния, кто ясно себе представляет всё то, до чего только с величайшим трудом может дойти судебная власть. И, вероятнее всего, во всей глубине никогда не дойдёт, ведь нашу сегодняшнюю заупокойную молитву, предстоя собору священства, совершил и сейчас среди нас присутствует владыка-митрополит, от которого на Кавказе отведена была Господом рука таких же убийц, которые теперь свели в могилу одного из его преемников по кафедре. Здесь, среди нас, – достойнейший служитель алтаря, протоиерей Тифлисский о. Сергий Городцов, жестоко раненый двумя пулями, чудом Божиим, молитвами горячо любящих его русских людей сохранённый для жизни и славной деятельности. Он может подтвердить, как один за другим падают в Тифлисе под ударами убийц десятки и сотни русских патриотов, – членов Тифлисского патриотического Общества. Пред вами, наконец, и это самое слово говорит человек, над головой которого на Кавказе также не раз веяли призраки смерти, и жизнь которого была обречена той же дикой расправе, плоды которой мы видим в лице убиенного архипастыря. Я глубочайше убеждён, что та же клика преступная, обрёкшая некогда меня смерти, привела теперь в исполнение кровавый заговор и против экзарха. И потому вы простите за этот порыв, за это негодование не только к презренным убийцам, но, главным образом, и к тем русским подстрекателям на убийства церковных работников на Кавказе, к тем подстрекателям, которые вот уже почти два десятка лет занимаются своим низким делом, которые нам, кавказским деятелям, особенно ведомы и чувствительны были. Которые теперь могут при виде совершённого злодейства видеть плоды своих усилий.

Да, безмерно нам тяжело говорить. И всё-таки ты, безвинно погибший, ты, кровью залитый, ты, мученик русский, ты можешь пред Лицом Господа, и Церкви, и России сказать словами апостола: «не всуе текох, не вотще трудихся» (Флп. 2:16). Не будет забыто твоё имя, не будет забыто твоё дело. Ты кровью оросил служение чести русской Церкви, ты не уступил ничего из своего долга, и ты этим, как древние мученики, укрепил, оживил и уплодоносил русское церковное дело на Кавказской окраине. Говорить теперь об уступках, действовать твоим преемникам не по твоим стопам – трусливо; ради охраны мнимого спокойствия и собственного благополучия уступить желаниям тех, которые хотят кровью залить дело Церкви и её интересов достигать убийствами, – это значило бы ругаться над твоей кровью и над твоей памятью.

Газеты передают, что покойный экзарх, сражённый пулями, успел только спросить: «кто ещё убит?» И затем, узнав, что никто не убит, перекрестившись, умер.

Что это? Пророческий вопрос? Кто ещё будет убит? Чья очередь? Кому враги России готовят мученическую кончину?

Но кто бы ни стоял на очереди, какой бы ни был длинный ряд намеченных жертв, достойный русских призыв после каждой жертвы один: «сомкни ряды»!

Таков завет и убиенного архиерея-мученика. Вечная ему память!

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх