Памяти И. А. Грекова, мученика за русское дело на Кавказе, 1906 г.
27 мая 1906 года в гор. Кутаисе был зверски убит тремя злодеями-грузинами смотритель Кутаисского духовного училища Ипполит Алексеевич Греков.
Покойный в этот день был в церкви; при выходе из нее после богослужения, в присутствии архиерея, преподавателей и учеников училища, злодеи произвели в него три выстрела из револьвера и, конечно, благополучно скрылись в «благодатной» стране Кавказской... Смертельно раненый Ипполит Алексеевич на другой день скончался.
Как живой, стоит предо мною образ этого честного и умного человека, неутомимого работника на своей скромной ниве. Кого он мог раздражить? Чем заслужил такую казнь? Кому он мешал? Кому была нужна его смерть и зачем, почему пролилась его кровь?!
Он погиб за то, что совершил тяжкое в глазах грузин-революционеров преступление: он родился русским, служил России, и не только формально служил, но и предан был ей всеми силами своей благородной души. Он погиб жертвой «освободительного» движения и кавказской безумно-кровавой революции. И найдет ли будущая история достойное слово осуждения этому преступному движению, которое унесло столько жизней честных людей, обездолило столько вдов и сирот, умножило мученические могилы, совершило столько ненужных и диких жестокостей, отрешилось от всего, что называется долгом, честью и благородством загрязнило все и всех клеветой, ложью, злобой, – и все как бы в насмешку, прикрыло громкими словами свободы, равенства даже любви и справедливости!
Покойный происходил родом из Харьковской губернии, учился в Московской Духовой Академии и сразу же, по окончании курса, поступил на службу по духовным учебным заведениям, сначала в Тифлисе, потом, в самый последний год жизни, в Кутаисе. Занимал скромные должности учителя, делопроизводителя Училищного Совета и только в последний год – административную должность смотрителя училища; отличаясь сдержанностью слова, мягкостью характера, добродушием и благожелательностью, он решительно не мог иметь личных врагов даже в среде грузин-туземцев. Решительно никто, никто не посмеет опровергнуть сказанного, никто не посмеет обвинить покойного в резкости, несправедливости, властолюбии и вообще в способности кого-либо раздражать.
Но это был не только русский человек, но и убежденный русский человек. Это все знали, и этого на Кавказе довольно, чтобы заслужить неудержимую ненависть грузинских сепаратистов. Гнусные убийцы давно подстерегали его. В первый же день его приезда в Кутаис, осенью прошлого года, вечером, к нему, к человеку совершенно новому и неизвестному в городе, ворвались вооруженные грузины и, приставив револьвер к голове его и его жены, женщины слабонервной и больной, едва не умершей от этого ужаса, перерыли все в квартире и забрали ценный вещи. Такова была первая встреча. Началась затем революция в Кутаисе в октябре; у покойного потребовали, чтоб он предоставил во время вооруженного восстания здание духовного училища под квартиру революционного «Красного Креста»... Он мужественно и твердо отверг это требование. Удивительно, как его тогда же не убили! В минувшем мае ночью к нему приходили вооруженные злодеи-туземцы и вызывали его настойчиво на свидание. Он не вышел, но этим только на несколько дней ему удалось отсрочить свою трагическую смерть. Из сказанного можно видеть лишь одно: как беззащитны теперь русские люди на Кавказе. Это горькие, но естественные плоды той дряблой и недостойной системы заискивания власти пред туземцами, которая царит на Кавказе с 1905 года...
Покойный прекрасно знал настроение туземцев и всегда проникал в их затаенные планы, несмотря на обманчивую часто внешность. С пишущим эти строки, он работал вместе по церковно-школьному делу и по делу редакции местного духовного журнала. Как горячо он отстаивал всегда русские интересы! Как чужд был позорной уступчивости, доходящей у многих окавказившихся русских до измены и предательства! Не забыть мне, как глубоко он страдал во время прошлой войны, когда видел наши неудачи и открытую, нагло-торжествующую радость грузин и армян по поводу каждого несчастья, постигавшего русскую армию и флот!
Прости, честный, прямой и убежденный русский деятель на дальней окраине! Мир духу твоему!
Прости доблестный и скромный русский мученик! Твои страдания и смерть да будут благословенны!
Взойдут ли всходы русского дела на ниве, покрытой твоим потом и кровью? Найдутся ли у тебя твердые преемники и последователи?
Или, как обычно стало теперь на Руси, смерть от руки злодеев будет твоей единственной и последней земной наградой за верность долгу и России, а преемники или сами забросают грязью твое имя, в угоду врагам и, спасая шкуру свою, или будут молчать трусливо при нагло клеветническом осуждении твоей деятельности, будут низко и омерзительно продавать и предавать русские интересы? Все это уже проделали ближайшие преемники главных гражданских и церковных деятелей, ушедших с Кавказа в последние два года. Не удивимся, если даже и в журнале, в котором покойный работал, редакция забудет упомянуть о смерти его.
Но не вечно же торжествовать низости, измене и трусливому предательству. Придет время, воспрянет русское самосознание, снова возобладает государственная мудрость, явятся на Кавказе твердые и честные русские люди, которые будут служить русским государственным задачам. Тогда в числе мучеников и доблестных работников русского дела на Кавказе помянется с благодарностью и скромное имя Ипполита Алексеевича Грекова.
В Боге, в Которого ты с такой горячностью веровал, и к Церкви Христовой, которой беззаветно вверял ты всего себя, свою жизнь и смерть, да будет покой и мир и блаженство твоей иного любившей и много страдавшей душе!
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).