Священномученик Иоанн Восторгов
Памяти А. С. Пушкина. Идеализм в жизни
Слово в праздник Вознесения Господня, 27 мая 1899 г. Произнесено в церкви Тифлисской 1-й Великой Княгини Ольги Феодоровны женской гимназии в присутствии Попечителя округа, учащих и учащихся.
Святой апостол Павел, останавливая внимание христиан на их высоком призвании, обращает их взор к Начальнику и Совершителю нашего спасения – Иисусу Христу, и в виду Его славного Вознесения дает верующим такой завет: «Вышних ищите, идеже Христос, одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, не земная» (Кол. 3:1–2). Вот и поучение нам в нынешний праздник. Оно приобретает особую силу и особое значение в настоящие дни, когда вы, учащиеся дети, призваны чествовать великого нашего поэта и переноситься мыслью к его деятельности1. Чем силен поэт? Чем сильна поэзия? Без сомнения, тем, что она возносит душу человека над миром принижающей суеты, очищает и окрыляет ее высшими запросами, высшими интересами. Выражаясь языком священного писателя, и поэзия учит нас вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная. Недаром св. апостол Павел, образованнейший человек своего времени, когда выступил на проповедь евангелия высоко-просвещенным эллинам, то в подтверждение своего слова ссылался не на их глубокую философию, а приводил не раз в своих речах стихи греческих поэтов. Недаром и среди величайших отцов и учителей Церкви нашей было столько лиц с высоким поэтическим даром (наприм., Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин), и даже более того: почти все наше величавое и умилительное богослужение, не говоря уже о псалмах, есть одна возвышенная священная поэзия и на первоначальном языке большей частью написано стихами.
Я не без цели заговорил об этом. Наше время не без основания обвиняют в черствости, в сухости и бессердечии. Один из наших отечественных мыслителей2 считает характерной чертой нашего времени «нравственную скудость при огромном умственном богатстве». «Душа, – говорит он, – видимо, оскудевает в людях и в их взаимных отношениях. Быстро исчезает та добродушная веселость, то радостное настроение, та нравственная бодрость, которые сближают людей, устанавливают между ними прочные связи, поднимают общежитие и с которыми живется так легко даже при самых трудных и прискорбных обстоятельствах».
Так говорит наш отечественный мыслитель, а на дальнем Западе не так давно умерший всем известный философ3 характеризует жизнь современности почти буквально тождественными словами: «Душа убывает в людях»...
Неутешительны последствия этого явления: недостаток духовности, принижение интересов, мелочность стремлений, оскудение идеализма породили сухость и черствость жизни, одиночество, себялюбие в людях и то всеобщее недовольство жизнью, которое разрешается в наши дни поражающим числом самоубийств4. «Никогда общественная жизнь, по-видимому, не была так развита, и никогда не чувствовалось душе так одиноко посреди этого шумного многолюдства» (Кавелин). Скучно и тоскливо, холодно и неприветливо среди умных людей, постигших мудрость века умом и оставивших сердце в духовном голоде... Тем большую важность должны приобретать в глазах наших все пути, ведущие к восстановлению идеализма в жизни; тем драгоценнее должны становиться для нас все средства, содействующие поддержанию и укреплению идеалистических чувств в душевном строе человека. В ряду таких средств и одним из самых действительных является поэзия, художественное словесное творчество, «лекарство душ, безверием крушимых, крыло могучее, подъемлющие родные ей сердца на высоту»5. В этом нравственный и воспитательный смысл тех торжеств, которые теперь совершаются в учебных заведениях, совершатся сегодня и у нас, в гимназии.
Но никогда не нужно, дети, забывать, что поэзия есть «религии небесной сестра земная», и если она одинока и разрывает родственную связь с этой сестрой, то всегда она будет и бессильна, и бессодержательна. Все высокое, светлое и чистое получает источник и освящение в религии: без нее возвышенные идеалы поэзии и спорны, и изменчивы, и ненадежны. Вот почему религиозные мотивы мы видим у всех сколько-нибудь выдающихся поэтов. Нужно сказать еще более: без религиозности можно быть только стихотворцем, но не поэтом.
Таким образом, поэзия, которая ныне достойно прославляется в лице великого А.С. Пушкина, только тогда может оказать на вас облагораживающее, возвышающее влияние, когда она будет стоять в неразрывной связи с религией.
В день Вознесения Господня напоминаем вам эту истину. Воспоминаем ли мы самое начало искупительной деятельности Христа Спасителя, в день празднования Рождества Его, нам Церковь говорить: «Христос на земли – возноситеся«6; «сего ради высокий Бог на земли явися человек, да нас на небеса возведет»7. Стоим ли мы у самого конца искупительной деятельности Богочеловека, – в праздник Его Вознесения еще с большим правом, еще с большей настойчивостью поучают нас: «Вышних ищите, горняя мудрствуйте, не земная».
Возноситесь же ко Христу вознесшемуся; отдавайтесь молитвенному общению с Богом; проникайтесь, пламенейте религиозными мыслями и чувствами; не стыдитесь ложным и преступным стыдом отдаваться вашим религиозным порывам, к которым так склонны невинное отрочество и чистая юность, – и тогда и ученье, и поэзия, и литература, и все вами изучаемое, действительно, явится для вас воспитательной силой, созидающей и развивающей духовный мир ваш; иначе все это будет только упражнением ума и памяти, да обогащением языка красивыми словами и фразами. Но ведь дух животворит, плоть же не пользует нимало (Ин. 6:63); но ведь плоть и кровь царствия Божия не наследят (1Кор. 15:50); но ведь помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир (Рим. 8:6). Итак, всегда и везде, и при всех обстоятельствах да будет нам близок нынешний урок апостола: «Вышних ищите, иде же Христос, одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, не земная!» Аминь.
*1 К этому дню приурочены были главные торжества в честь А. С. Пушкина в Тифлисской 1-й Великой Княгини Ольги Феодоровны женской гимназии: были произнесены речи, читались и пелись стихотворения поэта, устроены литературное утро для старших классов гимназии и литературный вечер с живыми картинами – для младших.
*2 Проф. Кавелин в своей книге «Задачи этики».
*3 Дж. С. Миль.
*4 По статистическим данным, до 50 000 самоубийств в год в Европе.
*5 Слова В.А. Жуковского.
*6 1-я песнь канона Рождества Христова.
*7 Из акафиста Спасителю.
Святой апостол Павел, останавливая внимание христиан на их высоком призвании, обращает их взор к Начальнику и Совершителю нашего спасения – Иисусу Христу, и в виду Его славного Вознесения дает верующим такой завет: «Вышних ищите, идеже Христос, одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, не земная» (Кол. 3:1–2). Вот и поучение нам в нынешний праздник. Оно приобретает особую силу и особое значение в настоящие дни, когда вы, учащиеся дети, призваны чествовать великого нашего поэта и переноситься мыслью к его деятельности1. Чем силен поэт? Чем сильна поэзия? Без сомнения, тем, что она возносит душу человека над миром принижающей суеты, очищает и окрыляет ее высшими запросами, высшими интересами. Выражаясь языком священного писателя, и поэзия учит нас вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная. Недаром св. апостол Павел, образованнейший человек своего времени, когда выступил на проповедь евангелия высоко-просвещенным эллинам, то в подтверждение своего слова ссылался не на их глубокую философию, а приводил не раз в своих речах стихи греческих поэтов. Недаром и среди величайших отцов и учителей Церкви нашей было столько лиц с высоким поэтическим даром (наприм., Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин), и даже более того: почти все наше величавое и умилительное богослужение, не говоря уже о псалмах, есть одна возвышенная священная поэзия и на первоначальном языке большей частью написано стихами.
Я не без цели заговорил об этом. Наше время не без основания обвиняют в черствости, в сухости и бессердечии. Один из наших отечественных мыслителей2 считает характерной чертой нашего времени «нравственную скудость при огромном умственном богатстве». «Душа, – говорит он, – видимо, оскудевает в людях и в их взаимных отношениях. Быстро исчезает та добродушная веселость, то радостное настроение, та нравственная бодрость, которые сближают людей, устанавливают между ними прочные связи, поднимают общежитие и с которыми живется так легко даже при самых трудных и прискорбных обстоятельствах».
Так говорит наш отечественный мыслитель, а на дальнем Западе не так давно умерший всем известный философ3 характеризует жизнь современности почти буквально тождественными словами: «Душа убывает в людях»...
Неутешительны последствия этого явления: недостаток духовности, принижение интересов, мелочность стремлений, оскудение идеализма породили сухость и черствость жизни, одиночество, себялюбие в людях и то всеобщее недовольство жизнью, которое разрешается в наши дни поражающим числом самоубийств4. «Никогда общественная жизнь, по-видимому, не была так развита, и никогда не чувствовалось душе так одиноко посреди этого шумного многолюдства» (Кавелин). Скучно и тоскливо, холодно и неприветливо среди умных людей, постигших мудрость века умом и оставивших сердце в духовном голоде... Тем большую важность должны приобретать в глазах наших все пути, ведущие к восстановлению идеализма в жизни; тем драгоценнее должны становиться для нас все средства, содействующие поддержанию и укреплению идеалистических чувств в душевном строе человека. В ряду таких средств и одним из самых действительных является поэзия, художественное словесное творчество, «лекарство душ, безверием крушимых, крыло могучее, подъемлющие родные ей сердца на высоту»5. В этом нравственный и воспитательный смысл тех торжеств, которые теперь совершаются в учебных заведениях, совершатся сегодня и у нас, в гимназии.
Но никогда не нужно, дети, забывать, что поэзия есть «религии небесной сестра земная», и если она одинока и разрывает родственную связь с этой сестрой, то всегда она будет и бессильна, и бессодержательна. Все высокое, светлое и чистое получает источник и освящение в религии: без нее возвышенные идеалы поэзии и спорны, и изменчивы, и ненадежны. Вот почему религиозные мотивы мы видим у всех сколько-нибудь выдающихся поэтов. Нужно сказать еще более: без религиозности можно быть только стихотворцем, но не поэтом.
Таким образом, поэзия, которая ныне достойно прославляется в лице великого А.С. Пушкина, только тогда может оказать на вас облагораживающее, возвышающее влияние, когда она будет стоять в неразрывной связи с религией.
В день Вознесения Господня напоминаем вам эту истину. Воспоминаем ли мы самое начало искупительной деятельности Христа Спасителя, в день празднования Рождества Его, нам Церковь говорить: «Христос на земли – возноситеся«6; «сего ради высокий Бог на земли явися человек, да нас на небеса возведет»7. Стоим ли мы у самого конца искупительной деятельности Богочеловека, – в праздник Его Вознесения еще с большим правом, еще с большей настойчивостью поучают нас: «Вышних ищите, горняя мудрствуйте, не земная».
Возноситесь же ко Христу вознесшемуся; отдавайтесь молитвенному общению с Богом; проникайтесь, пламенейте религиозными мыслями и чувствами; не стыдитесь ложным и преступным стыдом отдаваться вашим религиозным порывам, к которым так склонны невинное отрочество и чистая юность, – и тогда и ученье, и поэзия, и литература, и все вами изучаемое, действительно, явится для вас воспитательной силой, созидающей и развивающей духовный мир ваш; иначе все это будет только упражнением ума и памяти, да обогащением языка красивыми словами и фразами. Но ведь дух животворит, плоть же не пользует нимало (Ин. 6:63); но ведь плоть и кровь царствия Божия не наследят (1Кор. 15:50); но ведь помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир (Рим. 8:6). Итак, всегда и везде, и при всех обстоятельствах да будет нам близок нынешний урок апостола: «Вышних ищите, иде же Христос, одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, не земная!» Аминь.
*1 К этому дню приурочены были главные торжества в честь А. С. Пушкина в Тифлисской 1-й Великой Княгини Ольги Феодоровны женской гимназии: были произнесены речи, читались и пелись стихотворения поэта, устроены литературное утро для старших классов гимназии и литературный вечер с живыми картинами – для младших.
*2 Проф. Кавелин в своей книге «Задачи этики».
*3 Дж. С. Миль.
*4 По статистическим данным, до 50 000 самоубийств в год в Европе.
*5 Слова В.А. Жуковского.
*6 1-я песнь канона Рождества Христова.
*7 Из акафиста Спасителю.