Память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, московских и всея России чудотворцев. 1962 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь ублажает память первосвятителей Русской Православной Церкви, просиявших делами благочестия и мудрого управления паствою Христовою, — святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Эти русские первосвятители управляли Церковью в разное время, но все они, благодаря своей ревности ко спасению вверенных им душ, имели один и тот же дух Христовой любви к ближним, готовые положить души свои за ближних.
Первый по времени Церковью управлял святой митрополит Петр — с 1308 по 1326 год. Он происходил от благочестивых родителей, проживавших на Волынской земле. С детских лет почувствовав сильное влечение к иноческой жизни, он на двенадцатом году своей жизни поступает в монастырь, где предается подвигам поста и молитвы, за что был особенно всеми уважаем и любим. За свою благочестивую и ревностную ко спасению души жизнь он был возведен в сан игумена и сделался руководителем основанного им на берегу реки Раты монастыря. Впоследствии он был возведен в сан митрополита Московского и всея Руси и добро управлял Церковью до дня своей смерти.
Его управление происходило в тяжелые времена татаро-монгольского порабощения, когда нравственность среди народа пала чрезвычайно низко, и ему приходилось ездить в Орду для защиты Церкви и христианской веры. И при помощи Божией он сумел охранить Церковь и поднять нравственное состояние своего родного народа. Другим важным делом святителя Петра было перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Провидя будущее значение новой столицы, святой Петр переехал в небольшой городок Москву и при этом дал совет князю Ивану Даниловичу Калите, чтобы он построил в Москве каменный храм во имя Успения Божией Матери. «Если ты послушаешь меня, сын мой,— говорил он князю,— то и сам прославишься с родом своим более иных князей, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои положены здесь будут». Его предсказание в точности сбылось, но дожить до окончания постройки храма он не дожил. Скончался мирно в 1326 году, 21 декабря, и тело его оказалось нетленным, от него проистекало множество чудес. Им написана чудотворная икона Успения Божией Матери.
Другим святителем, подвизавшимся во времена татаро-монгольского гнета, был святой митрополит Алексий, который управлял Церковью с 1354 по 1378 год. Святой митрополит Алексий, в миру Елевферий, родился от благочестивых родителей-бояр в Москве. С ранней юности его влекло к иноческой жизни, и на двадцатом году жизни он постригся в московском Богоявленском монастыре с именем Алексия. С ранних лет он любил заниматься чтением Священного Писания, благодаря чему приобрел духовную мудрость. По смерти митрополита Феогноста он поставляется митрополитом всея Руси. Ему приходилось неоднократно путешествовать в Орду для защиты Церкви и русского населения.
В первый раз митрополит ездил в Орду по вызову хана Джанибека, у которого жена, Тайдула, тяжко заболела глазами и лишилась зрения. Хан, слыша о святой жизни митрополита, прислал князю письмо, в котором требовал прислать к нему митрополита Алексия для исцеления его жены. За неисполнение просьбы хан угрожал разорить Русскую землю. И вот, надеясь на милость Божию, святитель Алексий, напутствуемый молебствием, отправился в Орду. Господь открыл ему, что Он будет с ним и его поездка будет благоуспешною. Перед отправлением, во время молебна перед мощами святителя Петра свеча сама собою загорелась, и святитель, ободренный надеждою на милосердие Божие, отправился в Орду. По прибытии в Орду он отслужил молебен над больной царицей, окропил ее святою водою, после чего больная прозрела. В благодарность за исцеление хан оказал великую милость всей Русской земле и лично святителю Алексию. В другой раз ему пришлось поехать в Орду по случаю нового жестокого приказания нового хана Бердибека в отношении тяжелых податей с нашего народа. И при помощи благодарной матери Тайдулы ему удалось смягчить сурового повелителя и убедить его не отягощать Русь непосильными налогами.
Помимо заботы о Церкви святитель Алексий много прилагал старания и к умиротворению жизни внутри страны, являясь мудрым советником князей, увещевая их объединиться под единою властью московских князей.
В церковной жизни святитель Алексий заботился о построении церквей и монастырей и много трудился над улучшением нравственности духовенства и паствы. Ему принадлежит перевод Евангелия с греческого. Мирно скончался он в 1378 году, 12 февраля, и нетленные мощи его почивали в Чудовом монастыре, а сейчас — в Елоховском соборе в Москве.
Святой митрополит Иона был тоже муж добродетельный. С ранней юности он поступил в монастырь Солигаличский, а затем подвизался в Симоновом монастыре, удивляя всех своими подвигами поста и молитвы. В его управление наша Русская Церковь получила право автокефалии, то есть независимости. С этого времени, то есть с 1448 года, русские первосвятители поставлялись на кафедру без согласия Константинопольского патриарха, а только властью собора русских епископов. При его управлении произошло разделение единой Русской митрополии на две: Московскую и Киевскую. Мощи его нетленные почивают в Успенском соборе Московского Кремля.
Святой митрополит Филипп управлял Церковью в тяжелое время царствования Иоанна Грозного, когда в нашей стране совершались ужасные кровопролития и расправы опричников над невинным населением. Святитель Филипп выступил смелым обличителем беззаконий царя, за что и был преследуем и задушен руками Малюты Скуратова.
Святитель Филипп происходил из знатного рода московских бояр Колычевых. Тринадцати лет он тайно оставляет своих родителей и пешком доходит до Соловецкой обители, где усердно подвизается в качестве рядового послушника. Неутомимость и усердие его не скрылись от братии, и он был всеми почитаем и уважаем, за что в скором времени был избран в игумены монастыря. Восемнадцать лет управлял он Соловецкой обителью, благоустроив и внешнюю, и нравственную ее жизнь, так что слух о нем пронесся по всем уголкам нашей страны. После смерти митрополита Макария он, по желанию Иоанна Грозного, был избран в митрополиты Московские, несмотря на его усиленные просьбы не возлагать на него непосильного бремени. Первое время его правления было ознаменовано спокойствием и миром в стране, когда Иоанн Грозный слушался его; но вторая половина его управления Церковью, когда Иоанн Грозный подпал под влияние опричников и когда стали твориться в стране беззакония и лилась невинная христианская кровь, митрополит Филипп стал всенародно обличать царя в злодеяниях и неисполнении христианского долга.
За справедливое обличение неправды он был низложен со своей кафедры и выслан в Тверской Отрочь монастырь, где находился в заточении год. 23 декабря 1569 года Иоанн Грозный, направляясь с опричниками в Новгород и проезжая мимо монастыря, послал опричника Малюту Скуратова взять благословение у святителя на разгром Новгорода. Святитель ответил: «Я благословляю только добрых на доброе», за что был задушен беззаконными руками Малюты Скуратова. Мощи святителя почивают в Успенском соборе Московского Кремля.
Святой патриарх Ермоген правил Церковью с 1606 по 1612 год и завершил свою жизнь мученическою кончиною. Его время было тяжелое, в нашей стране происходили всякие междоусобицы, нестроения, смуты, на эти годы пришлось появление самозванцев и нашествие польских войск на нашу страну. Москва была захвачена поляками. Церкви и стране грозила опасность лишиться православия и свободы, так как многие из русских бояр, изменив православию страха ради, требовали принять на престол польского короля. Святой патриарх разослал грамоты по всей стране, требуя восстать на защиту погибающей Родины, за что изменниками был заключен под крепкую стражу и там заморен голодом. Но дело спасения не остановилось: всюду формировались народные ополчения, и под предводительством князя Пожарского собралось целое войско, которое и освободило Москву и страну от поляков. Страна была спасена благодаря твердости и ревности по православию святого патриарха Ермогена.
Таким образом, эти святители Московские управляли в тяжелое для Церкви время, но сумели управить кораблем церковным и сохранить его среди бушующего моря житейских страстей, за что и ублажаются ныне как ревностные архипастыри, полагавшие души за вверенных им от Христа словесных овец. Помолимся им сегодня и попросим их, чтобы они и ныне предстательствовали за Русскую Церковь и нам помогли наследовать вечную жизнь. Аминь.
5 (18) октября 1962 г.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)