Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 1962 г.

Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 1962 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 5),— вещает святой Псалмопевец Давид, восхваляя святых апостолов, трудившихся над распространением евангельской проповеди по вселенной.

Дорогие братия и сестры, сегодня Церковь Христова облеклась в праздничные одежды, духовно прославляя своих основателей, святых апостолов Петра и Павла. Все апостолы трудились над устроением Христовой Церкви, но празднуемые сегодня святые апостолы Петр и Павел больше всех потрудились, и за свою пламенную ревность и горячую любовь ко Господу Иисусу Христу и ближним названы первоверховными, достойными всякой похвалы. Вся Церковь Христова благодарна им за их труды, болезни, скорби, гонения, бедствия, которые они претерпевали, когда распространяли веру Христову и обращали людей от тьмы язычества к свету Христова учения.

Святой апостол Петр назывался Кифою, Симоном, происходил из небольшого городка Вифсаиды и по занятию был рыбарь. После призвания его он не отступал от Господа и за свою любовь к Спасителю удостоился чести быть избранным учеником Его вместе с Иаковом и Иоанном Богословом — только они одни были свидетелями многих тайн судеб божественных. После своего призвания святой апостол Петр никогда не отходил от Господа, оставаясь верным Ему до конца своей жизни. Правда, в жизни апостола Петра была печальная история, когда он в стесненных обстоятельствах по малодушию отрекся от Господа во дворе первосвященника Каиафы, но это свое отречение он омыл своими горячими слезами и после воскресения Христова по троекратном вопрошении его Господом любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15—17) он был опять восстановлен в апостольском звании и служении. Апостол Петр проповедовал Евангелие преимущественно среди иудеев в Иерусалиме, затем он проповедовал в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Понте, Галатии, Египте и наконец пришел в Рим, где и был заключен в темницу. Свою преданность и верность Господу он запечатлел мученической кончиною, был распят на кресте головой вниз в 67 году от Рождества Христова. Церковное предание говорит, что когда император Нерон воздвиг гонение на христиан в Риме, то римские христиане просили апостола Петра укрыться и выйти из города, и когда он пошел, то на окраине города увидел Спасителя и спросил: «Куда Ты, Господи, идешь?» Господь сказал ему: «Иду, чтобы вторично быть распятым». Тогда святой апостол Петр из этих слов понял, что ему наступил час прославить Господа своею смертью, и после возвращения в город он был осужден императором Нероном на смертную казнь через распятие. Считая себя недостойным подражать Господу, он просил, чтобы его распяли вниз головою, что и было исполнено, и он 29 июня вместе с апостолом Павлом был предан мученической смерти.

Другой чествуемый ныне святой — апостол Павел — происходил из Киликийского города Тарса, до своего обращения был яростным гонителем христианства, так что сам отыскивал христиан и предавал их на мучения; и вот однажды, когда он направлялся в город Дамаск, чтобы и там отыскивать христиан для мучения, ему на пути было видение — его осиял небесный свет, и был к нему голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» — «Кто Ты, Господи?» — спросил он. «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». — «Господи! что повелишь мне делать? » — спросил он. Господь сказал ему: «Иди в город; и там тебе будет сказано, что тебе надобно делать» (Деян. 9, 4—6). И когда он пришел в город, то от озарения небесного света лишился зрения, а после крещения от ученика Христова Анании он тотчас прозрел, и прежний гонитель обратился в ревностного проповедника христианской веры. И с этого времени святой апостол Павел избирается Господом быть избранным сосудом для проповеди Евангелия среди языческого мира. Он проповедует Евангелие в Малой Азии, в Греции, везде устрояя церкви Христовы. Он пешком прошел почти всю вселенную, стараясь везде посеять слово благочестия и привести людей ко Христу. Он глубоко понимал, какое значение для спасения и жизни человека имеет проповедь Евангелия, поэтому с пламенною ревностью и любовью трудился над благовестием Христовым, встречая со стороны языческого мира яростное сопротивление своей проповеди. Его скорбям и искушениям нет счета. Он сам говорит о себе в послании, что он «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 23—29). Таковы подвиги, такова любовь, которая была присуща святому апостолу Павлу. О любви святого апостола Павла святой Иоанн Златоуст говорит, что она была шире всякого моря и сильнее всякого огня. Святая душа святого апостола Павла обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Боге считая выше всякого родства. Святой апостол Павел всех любил так, как ни один нежный отец не любил своих детей.

Среди всех опасностей и лишений святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, потому что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). И их подвиг благодушного перенесения скорбей должен послужить нам в пример для терпеливого перенесения лишений и бедствий. Большинство из нас, когда приходят к нам скорби, сокрушаются, огорчаются и унывают. Сколько тогда ропота вырывается из наших уст на Господа, сколько зависти, досады и гнева возникает тогда в сердце нашем! Но не такому перенесению скорбей учат святые отцы.

Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, то кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения. Ибо если мы не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем плакать, то как, не плакав здесь, пожнем там, то есть на том свете? Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига и прочих добродетелей, то для чего тогда Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил им жить в своеволии и роскоши? Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби, а напротив того, станем радоваться, что идем путем святых».

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Душа очищается, когда терпит скорби ради Господа. Скорбь искореняет высокоумие, отсекает всякое нерадение, приготовляет душу к терпению, научает ее всякому любомудрию. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокоумие, гнев и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души; она стирает с нее скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в Царство, а беспечная жизнь в геенну». Зная благотворное значение скорбей, богобоязненные люди даже тревожились, беспокоились, когда их долго не посещали скорби. Вот пример к этому научению.

Один египетский святой отец рассказывал другому подвижнику следующий случай: «Однажды, когда я пришел в Александрию и вошел в храм помолиться, я увидел женщину, одетую в черное одеяние и со слезами молящуюся пред образом Спасителя; она все со слезами повторяла: “Оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, милостивый”». — “Видимо, эта женщина — вдова и ее кто-нибудь обидел, что она так горько плачет”, — подумал я и решил подойти и поговорить с ней, чтобы ее утешить. Я сказал ей: “Видимо, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?” — “Ах, нет, — отвечала она и опять заплакала, — нет, отче, ты не знаешь моего горя. Среди людей живу я и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том я плачу, что как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня посещать; три года уже, как я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни курицы у меня из дома не пропадало. Думаю поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу перед Ним, чтобы Он помиловал меня и послал мне Свои милости”». Таким образом, богобоязненные люди считали скорби знаком особенного внимания и милости Божией к ним.

Дорогие братия и сестры, и нам приходится в жизни много встречаться со скорбями, и для спасительного их перенесения облечемся прежде всего в благодушие и терпение, и с усердием помолимся ныне святым апостолам Петру и Павлу, нашим небесным покровителям, и попросим их, чтобы они своим молитвенным предстательством помогли нам приобрести святую простоту нравов, живую веру в Иисуса Христа как Сына Божия, пламенную любовь ко Господу, чистоту жизни, кротость и смирение.

«Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость».

Наверх