Память преподобной матери нашей Анастасии, переименованной Анастасием скопцом
Память 10 марта ст.ст./23 марта новый ст.
В правление императора Юстиниана Великого1815 в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицианка в царском дворце по имени Анастасия1816. Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная её жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать её добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию; но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду. Он возбудил против святой ненависть в царице Феодоре1817, и последняя стала гневаться на неповинную рабу Божию. Услышавши о том от одного расположенного к ней человека, и, будучи исполнена божественного разумения, Анастасия, собравшись с мыслями, так рассуждала сама с собою:
– Анастасия! непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Избавь и царицу от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуй Царство Небесное!
Поразмысливши таким образом сама с собою, Анастасия тайно наняла корабль и, захвативши некоторую часть принадлежавшего ей золота, – всё же прочее оставивши, – никем незамеченная отплыла в Александрию1818. Создавши здесь в одном месте на расстоянии пяти поприщ1819 от города небольшой монастырь, она проживала в нем, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. Анастасия всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделье, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога. Созданный ею монастырь, именовавшийся по имени основательницы патриции Анастасии патрикийским, впоследствии, еще до времени мусульманского владычества1820, сделался большим и славным, изобилующим всяким достатком. Но возвратимся к первоначальной речи об Анастасии.
По прошествии нескольких лет после удаления святой Анастасии из Константинополя, гневавшаяся на нее царица Феодора скончалась. Царь, вспомнивши о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, отыскивая ее с большим старанием. Скоро проведавши о том, агница Божия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу1821 и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облёк ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием евнухом, отвёл в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру, затворил ее там; преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей ни самой никуда не выходить из пещеры и не дозволять к себе приходить никому.
Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть всё это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться. Здесь-то непоколебимая, мужественная Анастасия безвыходно, никем невидимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило. К Анастасии никто не приходил, и никто, кроме приносящего хлеб и воду брата, не знал о ней. Но и последний не знал того, что она женщина по природе, а считал ее за мужчину-евнуха. Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или пересказать языком, или передать письменно труды и подвиги святой Анастасии, принесенные в одиночестве Богу в течение двадцати восьми лет в пещере? Слёзы, стенание, рыдание, бодрствование, пение, молитвы, чтение, стояние, коленопреклонение, пост, лишение необходимого, а больше же всего бесовские нападение и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти и всяческих иных мирских наслаждениях?! Каким образом всё это отражала и побеждала и притом пребывала безвыходно в течение всех дней тех лет та, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями? Невольно ужасается ум при мысли, как всем сим пренебрегла святая Анастасия и изгладила обо всем том воспоминание из ума своего! Как достигла она такого смирения, поста, воздержания и тесноты скорбного пути? Столь доблестно подвизаясь, святая соделалась сосудом Святого Духа и, до конца угодивши Богу, приблизилась к своей блаженной кончине.
Провидевши заранее свое отшествие к Богу, Анастасия так написала на черепице старцу Даниилу:
– Святый отче! захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо – евнуха Анастасия.
Написавши это, Анастасия положила черепицу вне пещеры пред дверями. В то же время и старец узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику:
– Чадо! поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри около пещеры. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам.
Удалившись и найдя по слову старца исписанный черепок, брат принес его старцу. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши всё необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха одержимого горячкою. Авва Даниил припавши на грудь евнуха плакал, говоря:
– Блажен ты брат Анастасий, потому что непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!
– Блажен и ты, – отвечала на сие Анастасия, – новый Авраам!
– Итак, – продолжал старец, – помолись о нас ко Господу.
– Честный старец, – отвечала Анастасия, – в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах.
– Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе, – продолжал старец.
Тогда Анастасия, севши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря:
– Благослови сего моего ученика, а твое чадо.
– Предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, Бог отцов моих, – сказала Анастасия, – знающий мои шаги в сей пещере и лишения жизненные ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому как почил дух Илиин на Елисее!
Обратившись затем к старцу, евнух произнес:
– Отче, Господа ради не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола.
Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, Анастасия сказала:
– Отче, назнаменуй меня знамением Христовым и помолись обо мне.
После сего Анастасия взглянула на восток и лицо ее просияло как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала:
– Господи в руки Твои предаю дух мой, – и с этими словами скончалась.
После сего авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, а затем старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику:
– Чадо! одень брата.
Ученик, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев и, не рассказывая о том старцу, умолчал. Честное тело Анастасии они похоронили с обычным надгробным песнопением.
Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу:
– Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий была женщина?
– Да, чадо, я знал это, – отвечал старец, – и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием – евнухом, чтобы не было подозрение и чтобы никто о ней не узнал и повсюду не распространилась молва; относительно ее было много поисков со стороны царя по всем странам и в особенности же в сих местностях. Но вот, по благодати Божией, у нас она была сокрыта.
Затем старец подробно рассказал ученику всё житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога, прославляемого во святых своих во веки1822. Аминь.
* * *
1815 Преподобная Анастасия скончалась в 567 г. Император Юстиниан царствовал с 527 по 565 г., при нем был созван пятый вселенский собор в Константинополе в целях прекращения монофизитских движений в 553 г.
1816 Патриция – жена патриция; так назывались в Риме люди благородного происхождения. Сан этот был очень велик и его удостаивались супруги знаменитых мужей, например, Антонина, жена Вилизария, или за свои особые заслуги.
1817 Жена Юстиниана Феодора – благодаря влиянию которой был прекращен бунт Ника, грозивший низвержением Юстиниану.
1818 Александрия – главный город в Египте, построенный Александром Великим. Здесь на острове Фаросе в 72 дня был сделан перевод Библии Ветхого Завета на греческий язык.
1819 Поприще – мера расстояния: она равнялась приблизительно 690 саженям.
1820 Владычество мусульман в Александрии началось с конца VII века.
1821 Упоминаемый здесь инок Даниил есть тот самый, который заставил говорить младенца 22-х дней.
1822 Мощи св. Анастасии перенесены были в Царьград и в 1200 г. находились близ св. Софии.