Память преподобного Михаила Синкелла
Память 18 декабря ст.ст. / 31 декабря новый ст.
Преподобный Михаил был родом из Иерусалима. Родители его, люди благочестивые, дали ему прекрасное образование. Он в совершенстве знаком был с древнегреческою литературою, хорошо изучил также и христианских писателей богословов и с молодых лет посвятил себя иноческой жизни.
По смерти его отца, мать его и сестры постриглись в одном из монастырей. Проводя добрую и богоугодную жизнь при строгом соблюдении воздержания, Михаил удостоился пресвитерского сана. По своей скромности и горячей любви к богомыслию, он удалился было в уединенное место, куда приходили к нему Феодор и Феофан исповедники8519, для совместных богословских занятий; но патриарх Иерусалимский8520, желая воспользоваться его дарованиями для нужд церковных, вызвал его оттуда и возвел в звание синкелла8521. Потом ему дано было еще поручение особой в то время важности. В Риме тогда возгорелись оживленные прения по поводу иконоборческой ереси8522; споры эти велись не только частно, в домах, но и публично, на улицах города, и сопровождались народными волнениями. Папа Римский обратился с просьбой к патриарху Иерусалимскому Фоме о содействии искоренению ереси и утверждению Православной Веры, по соборному святоотеческому преданию, и предложил ему несколько вопросов о сем. По этой просьбе папы от патриарха Иерусалимского послан был для умиротворения церкви и обличения ереси синкелл Михаил с его сотрудниками Феодором и Феофаном и другими просить царя – иконоборца Льва Армянина8523, дабы он удержался от гонений на православие. Но Лев подвергнул его пыткам и послал в заточение. Хотя впоследствии он был освобожден из сего заточения, но в царствование императора Феофила иконоборца8524, который, совершенно отвергши поклонение святым иконам, воздвиг жестокое гонение на Церковь Божию, преподобный Михаил со своими сподвижниками подвергся новым мукам. За исповедания истины Феодор и Феофан подверглись следующему поруганию: по повелению нечестивого царя на их лицах разожженными железными клеймами были отпечатлены – начертаны8525 ругательные слова; отобрана была и находившаяся при них переписка патриарха Иерусалимского с папою Римским, хотя они и старались ее скрыть от гонителей правой веры. Но преподобные и преславные отцы нисколько того не устрашились и в своих убеждениях не поколебались, но, как твердые адаманты8526, воспротивились требованиям иконоборца и мужественно защищали православное учение. Многократно они вели пространные беседы о православной вере и произносили речи против иконоборца-царя, за что и осуждены были им на изгнание. Блаженный Михаил сначала заключен был в дворцовую тюрьму, вместе с учеником своим и сподвижником Иовом, где на него возложены были тяжкие оковы, а потом, с тем же Иовом, сослан был в один монастырь (Павсиадский) в ссылку. За всё это время много было пролито святым горьких слёз; страдания надломили его здоровье, тело его сгорбилось; но духом исповедник оставался непоколебимо твёрд. Когда же, по смерти Феофила, воцарилась супруга его царица Феодора8527 с сыном своим Михаилом и иконопочитание было окончательно утверждено8528, а ревнители православного учения возвращены из ссылок и восстановлены в прежних должностях, правительница Феодора предложила исповеднику православной веры Михаилу занять кафедру Константинопольского патриарха, вместо низложенного патриарха иконоборца Иоанна Грамматика8529, но он уклонился от этого, и патриархом поставлен был известный поборник православия, святой Мефодий; Михаил же, в звании синкелла, получив в свое заведывание великий константинопольский соборный храм, успокоился после понесенных им тяжких испытаний. Благочестиво и богоугодно дожил он до 85-летнего возраста и с миром отошел ко Господу8530.
* * *
8519 Феодор и Феофан – так называемые начертанные – родные братья – близнецы носили тогда сан иеромонахов; память первого 27-декабря
8520 Патриарх Иерусалимский Фома I.
8521 Синкелл – член патриаршего совета, заведывавшего делами церковного управления. Синкеллы исполняли разные поручения патриархов, были непосредственными свидетелями их жизни, находившимися постоянно при них, и после смерти нередко их преемниками.
8522 Иконоборческая ересь явно обнаружилась при императоре Льве Исаврянине (717–741 г.), который был первым гонителем св. икон; ему наследовали императоры-иконоборцы Константин Копроним (741–775 г.) и Лев IV Хазар (775– 780 г.). Ересь эта осуждена была вторым Никейским седьмым Вселенским собором (787 г.) в царствования Константина Порфирородного, когда управляла делами, по малолетству царя, его мать – Ирина; но и после соборного осуждения ересь эта еще долго существовала, до окончательного восстановления иконопочитания в 842 г.
8523 Лев Армянин, царствовал с 813–820 год. Преподобный Михаил синкелл послан был в Константинополь в 817 году. Еще ранее он заявил себя ревностным поборником православия в борьбе с другими еретиками того времени, как то: павликианами, монофизитами и несторианами.
8524 Феофил царствовал с 829–842 года.
8525 Отселе усвоено им названия начертанные.
8526 Адамант – (алмаз) – камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая оттого вреда. Это название в церковной литературе придается многим отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры и характера.
8527 Феодора царствовала с 849–855 г., а Михаил, прозванный «пьяным», с 855– 867 г.
8528 Восстановление иконопочитания состоялось на Константинопольском соборе 842 года, и в память сего торжества православия тогда же был установлен в Церкви особый «Чин православия», совершаеиый и ныне в первый воскресный день св. Четыредесятницы.
8529 Иоанн VII, прозванный за свою ученость Грамматиком, патриаршествовал с 832–842 год.
8530 Преподобный Михаил Синкелл преставился 18 декабря ок. 845 года. Св. мощи его в Константинопольском монастыре Пантократора видели русские паломники: Стефан новгородец в 1342 году, и иеродиакон Зосима в 1420 году. После преподобного Михаила Синкелла осталось несколько сочинений, лучшее из которых «Исповедание веры»; прочие его сочинения представляют собою несколько похвальных слов и несколько песнопений, между прочим – на восстановлениея иконопочитания.