Память апостола первомученика и архидиакона Стефана. О любви к врагам
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братия и сестры, Святая Церковь Христова празднует светлую память первого мученика за Христа святого апостола и архидиакона Стефана, убиенного камнями 27-го декабря 34 года от Рождества Христова.
Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя.
Каждый из нас знает божественное учение: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф. 10, 28), тем не менее привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводил и приводит многие души, даже праведных, к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть, робость и страх он совершенно отверг; вера и надежда на Господа давали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана. Мужественный подвижник Христов своею победою над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам плач. Его пример увлекает всякий возраст — и старцев, и юношей, и жен, и детей, и девиц — на подвиг мученический и учит не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства.
Святой Стефан был избран в числе семи диаконов на дело служения бедным христианам и вдовицам — помощь в необходимом пропитании. По его способностям и мудрости он был поставлен первым из семи диаконов и потому назывался архидиаконом. Усердно помогая святым апостолам в ежедневном раздаянии потребностей (Деян. 6, 1) (милостыни) нуждающимся христианам, святой Стефан, исполненный веры и силы, совершал и великие знамения, и чудеса среди народа (Деян. 6, 8). Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить. Благодать Святаго Духа влекла его и к благовествованию веры во Христа. Он горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Христа. Тогда некоторые из синагоги либертинцев, киринейцев и александрийцев, из Киликии и Асии вступили в спор со святым Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (Деян. 6, 9—10). Тогда они научают некоторых презренных людей сказать, что он не перестает говорить хульные слова на Моисея и Бога, и возбудили народ и старейшин, и, нападши, схватили его и повели в синедрион. Невозмутимо стоял среди этого убийственного собрания кроткий Стефан, и лицо его сияло, как лице Ангела (Деян. 6, 15). И все видевшие его дивились. Когда святой Стефан, исполненный веры и силы, стал доказывать иудеям, что распятый ими Христос есть истинный Мессия, Которого предсказывали пророки, то иудеи с негодованием слушали его. Когда же он в заключение сказал: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как и отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 7, 51—52), — то от этих слов они рвались сердцами своими и скрежетали зубами на него. Стефан же, исполнившись Святаго Духа, воззрел на небо и увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55).
И, устремившись на него, они вывели его за город и там, в долине между Иерусалимом и Елеоном, камнями побивали славного воина Христова, который молился, говоря: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7, 59). Обливаясь кровью и изнемогая, он преклонил колена и молился за врагов: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60). Вот дивный образец любви ко врагам!
В жизни нам не всегда приходится встречать сочувствие, уважение, благорасположение окружающих, часто приходится видеть вражду, иногда очень злобную, готовую причинить нам всякие обиды и беды. Как возмущает эта вражда каждого человека, особенно незаслуженная, как подымает она негодование в нашем сердце! И чувство мести нередко готово вырваться у нас в ответ на вражду. Но бойтесь, дорогие братия и сестры, бойтесь воздавать око за око и зуб за зуб. Это запрещено Христом. Он не только запретил мстить своим врагам, но повелел любить их и молиться за них. Он и Сам молился за распинателей Своих, когда они вонзали острые гвозди в пречистые руки и ноги Его. Ученики Христовы вполне усвоили это учение о любви ко врагам и умирали также с молитвою за врагов своих, мучителей. Первый мученик за Христа, память которого мы ныне творим, был первым образцом такой молитвы. Вот дивный образец любви ко врагам, вот наставник, наставляющий нас в том, как отвечать нам на злобу наших врагов: не местью — помилуй нас Бог! — а молитвою за них, чтобы им Господь не поставил во грех зло, которое они нам делают.
И как святы, как поучительны эти примеры молитвы за врагов! Вот что рассказано в жизнеописании одного нашего русского подвижника. Однажды на исповедь к духовному старцу пришел один великий человек и после обычных признаний сказал в заключение: «У меня есть еще на сердце вещь, от которой я не желаю избавиться. Есть люди, которые хотят меня лишить доверия моего начальства и окружающих людей, всячески на меня клевещут. Я их ненавижу от души, и ненависть во мне остается». Долго старец уговаривал его отказаться от этой злобы, но тщетно, и тогда объявил, что в таком душевном состоянии до причастия допустить его не может. Наконец старцу удалось уговорить исповедующегося примириться на следующем: «Вы пока не можете искренно простить этим людям. Но принудьте себя к такому действию. Просите за них молитв Церкви, вынимая за них просфоры. Сперва вам будет очень трудно, но сломите себя. Всякая часть, вынутая из просфоры на проскомидии с произнесением известного имени, знаменует собою душу этого человека. Когда же эта часть в конце литургии погружается в кровь Христову, происходит невидимое соприкосновение этой души с божеством. В первое время злая душа может ожесточиться от такого таинственного приложения к божеству, но повторение этого в конце концов окажет на нее благое действие». Через год этот человек опять стоял перед старцем и благодарил его. Он принудил себя тогда подавать просфоры за своих врагов. Сперва те как будто ожесточились. Но потом стали постепенно относиться к нему лучше и лучше, оставили свои происки, и он теперь мог с ними жить в мире.
Так должны поступать и все мы, христиане, когда у нас явится какой-либо враг и начнет поносить нас, бесчестить наше доброе имя, клеветать и распускать дурную молву про нас. Во всех этих случаях чувство негодования, вражды и тем более мести должно у нас побеждаться чувством любви ко врагам, по примеру Спасителя и святого первомученика Стефана. Возблагодарим же Господа, облекшего во всеоружие Своего славного воина святого Стефана, который победил лютейшие мучения, подвиг совершил, веру соблюл, венец мученический на главу свою восприял и вечного покоя сподобился. Будем и мы подражать сему славному примеру: мужеством да укрепим сердца свои.
Святой Стефан взывает: «Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу» (1 Кор. 11, 1). «Я последовал, — говорит он, — Владыке своему и словом, и жизнью, и смертью. Подражайте и вы всему этому, это возможно и полезно для желающих. Я ныне весело торжествую на небесах, и всякий, претерпевший мучения за Христа, узрит небо отверстым и вместе со мною будет наслаждаться небесными благами».
27 декабря (9 января)
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)