Память 1-го Собора

В 1951 году исполнилось 1900 лет со времени первого церковного Собора, состоявшегося в 51 году (т. е. через 18 лет по Воскресении Спасителя) в Иерусалиме, известного в истории под именем Апостольского Собора, т. к. он был созван самими апостолами. Он был собран по важному вопросу об обрезании, разрешить который было не под силу каждому апостолу в отдельности. На этом Соборе председательствовал иерусалимский епископ Иаков Праведный (брат Господень), апостол из числа 70-ти, резолюция которого и была принята без изменения.  

Апостольский Собор имеет исключительно важное и великое значение в жизни Христовой Церкви. Апостольский Собор стал образцом для всех последующих соборов, как поместных церквей, так и всей Вселенской Церкви. И это важное обстоятельство учит тому, что сам строй церковный должен быть соборный, т. е. такой, при котором в строительстве церковной жизни принимала бы участие вся Церковь, т. е. все верующие, как члены единого Христова тела. Слово Божие говорит: Церковь есть тело Христово. Апостол Павел говорит: «Вы тело Христово, а порознь члены». Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, как и Христос. И как в теле каждый член имеет свое назначение, так и в Церкви. «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможений, управления, разные языки». Все — от самых высших до самых низших членов Церкви — должны принимать участие в строительстве Церкви соответственно своим дарованиям от Бога. Служить ей своими талантами, о которых мы слышали сегодня в Евангелии.  

Но нельзя смешивать понятие соборности с понятием демократизма, как это часто у нас желают: одни — по неведению, другие — сознательно, во вред Святой Церкви. Демократизм, как показывает само слово, есть власть народа. Соборность же есть единство и согласие всех членов Церкви, от самых высших до самых низших. Там, в демократизме, якобы власть народа, которая в практике почти никогда не осуществляется, и притом и эта власть устанавливает сама себе законы, тогда как в соборности — в Церкви — все должно совершаться по воле Божией и Божиему закону. Здесь власть Божия, а не народа, и каждый член Церкви полезен тогда, когда он выполняет свою долю служения Церкви по силе дарования, данному ему от Духа Святого. Восхищение же власти соборной в Церкви есть противление воле Божией и Божиим планам.  

Итак, Апостольский Собор с особенной ясностью указывает нам на соборность, как на истинную основу жизни и управления Церкви  Христовой в мире. Потому Апостольский Собор является всегдашним укором для западных христиан, у которых принцип соборности подменен или народовластием (у протестантов), т. е. демократизмом, который не есть, как мы уже говорили, выражение воли Божией, или автократией, т. е. единовластием римского папы (у католиков), который считается у них непогрешимым в делах веры и нравственности. Правда, видимость соборная в Католической церкви соблюдается в виде созыва даже Вселенских Соборов, но которые не имеют в сущности даже формального значения, т. к. постановления их имеют силу лишь в том случае, если с ними согласен папа.  

Апостольский Собор дает еще одно важное указание, что определения Собора устанавливаются при живом участии Святого Духа, постоянно пребывающего в Церкви, и что эти определения являются непререкаемой богодухновенной истиной. И постановления Апостольского Собора начинаются словами: «Угодно Духу Святому и нам». 

И все последующие Соборы свои постановления начинали словами: «Изволися Духу Святому и нам!» Этим подчеркивается равное значение соборных определений со словом Божиим. Ибо и в том, и в другом случае автор один — Дух Святой. Соборность должна быть основой нашего бытия. Сам Бог есть соборное Существо из Трех лиц: Отец, Сын и Св. Дух. И на церковном языке Бог так и называются «предвечным троическим собором». И как Ангелы, так и весь человеческий род созданы для соборной жизни. Без соборности мы нарушаем образ и подобие Божие. И вот Церковь Свою Спаситель и основал для воссоздания, утерянной грехопадением человека соборности, т. е. образа и подобия Божия. И наша Православная Церковь есть Святая, Соборная и Апостольская Церковь.  

Будем же верными чадами ее. 

Аминь.

Наверх