Проповеди на праздники:

Палестина для России и Грузии. Речь в праздник Входа Господня в Иерусалим пред собором пожертвований в пользу Православного Палестинского Общества. 07.04.1902 г.

Палестина для России и Грузии. Речь в праздник Входа Господня в Иерусалим пред собором пожертвований в пользу Православного Палестинского Общества. 07.04.1902 г.

С настоящего дня св. Церковь начинает поставлять пред духовными очами верующих последние дни жизни вашего Спасителя. Трудно, невозможно оторваться христианскому сердцу от этих священных воспоминаний. Пред нами проходят и ежегодно повторяются, обновляясь в нашем сознании, величайшие и единственный в мировой истории события; с детства сроднились мы с ними, и как только помним себя, вместе с тем помним и священные для нас слова: Иерусалим, Вифания, Елеон, Гефсимания, Голгофа... Можно сказать, гораздо ранее знакомства с городами и местностями своей родины мы уже знакомы по наслышке с названиями городов, селений и местностей Святой Земли, где родился, жил, учил, страдал и умер Богочеловек, где совершилась тайна спасения человечества, где была матерь всех церквей – Церковь Иерусалимская, откуда свет христианства воссиял над землею. И по естественному, неистребимому влечению, всегда христианам хотелось не только слухом услышать о Святой Земле, но и очами созерцать ее, побывать в ней, поклониться святыне. Велико, неизмеримо велико всегда было для христиан значение этого непосредственного знакомства со Св. Землею. Здесь благочестивый поклонник обновлял в духе образ Христа Спасителя «и Сего распята» (1 Кор. 2:2), по вечной и сладостной для христианина заповеди апостола: «поминай Господа Иисуса» (2 Тим. 2:8); здесь все непосредственно говорило поклоннику о том, как тяжек грех падшего человека, если за него потребовалась необычная и единственная жертва – смерть Сына Божия; здесь при неизбежной мысли о собственной греховности, отрешенный от обычной, часто греховной обстановки и житейской суеты, весь отдавшись мысли о спасении, поклонник обновлялся духом, перерождался нравственно, очищался и омывался слезами покаяния на месте, где милосердый Спаситель изрек прощение и обещал рай покаявшемуся разбойнику. Не одна Мария Египетская здесь нашла спасение и из величайшей грешницы сделалась равноангельною подвижницею: неисчислимые сонмы святых и праведных отсюда, из земного Иерусалима, под влиянием священных воспоминание, начали свое восхождение к Иерусалиму небесному, – восхождение духовное к нравственному совершенству.

Поэтому нет ничего удивительного, что от лет древнейших, тотчас же после прекращения гонений на христианство, Палестина стала привлекать к себе великое множество христиан-поклонников; она сделалась обетованною землею христиан, а Иерусалим – их духовною родиною, увидеть которую составляло заветное желание каждого верующего. Пока не постигло Св. Землю иго мусульманское, она была как бы одним великим всехристианским храмом: по свидетельству древних писателей, звон колоколов и гимны христианские раздавались немолчно от Синая до Ливана, по всей шири Святой Земли Палестинской. Царственные Константин и Елена, ученейший Иероним, люди знатные и простые, богатые и бедные, монахи и мирские, люди всех возрастов, званий и состояний, – все стремились сюда из Испании, Рима, Африки, Греции, Малой Азии, из Аравии и Индии, со всех концов мира. Как бы вновь сбывалось слово священного дееписателя о дне сошествия Св. Духа на апостолов, когда в Иерусалиме были «парфяне, и мидяне, и еламиты, и живущие в Месопотамии, во Иудее же и Каппадокии, в Понте и Асии, во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии... и римляне, и критяне, и аравляне» (Деян. 2:9–11). Можно было сказать словами песни церковной:

«Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се боприидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада и севера и моря и востока чада твоя, в тебе благословляще Христа во веки».

И сынам священной церкви Иверской памятны Иерусaлим и Палестина с первых дней их христианской жизни: туда отправились, ища спасения, Завулон и Сусанна, родители св. Нины; там святительствовал св. патриарх Ювеналий, дядя св. Нины по плоти и отец ее по духу; там и воспиталась при храме Иерусалимском равноапостольная просветительница Грузии...

И как только ее устами проповедана была святая вера в Грузии, от дней первого грузинского царя-христианина – Мирианa, началось отсюда, из Грузии, беспрерывное стремление народа к Палестине и Иерусалиму: обители Святой Земли наполняются иноками-грузинами, подвиги которых далеко по Востоку разносят славу о благолюбивом народе грузинском; благочестивые грузинские цари посылают богатые вклады в церкви и монастыри Палестины, считаются «защитниками и ктиторами Св. и Живоносного Гроба и прочих пречестных поклонений», строят свои собственные обители, путешествуют туда сами, посылают туда своих подданных. Около двадцати грузинских монастырей сияли во Св. Земле; среди них, как звезда, блистала обитель св. Креста (Цмида-Джварис) в соседстве знаменитой лавры Саввы освященного, основанная еще царем Мирианом (IV в.) и затем украшенная и благоустроенная царями Вахтангом Горгославом (VII в.) и Багратом III (X в.); грузины поселились около самого Иерусалима (сел. Малхи, вблизи монастыря Цмида-Джварис) и составляли охранную стражу Гроба Господня; им долго принадлежала высокая честь обладания Святейшею Голгофою, где и совершали они свое богослужение. От времен святых подвижников Палестины знаменитых Иллариона и Харитона, Евфимия Великого и Феоктиста, Саввы освященного и Феодосия, Герасима Иорданского, Иоанна Молчальника, от времен вечно памятного Иоанна Дамаскина грузины-богомольцы, грузины-иноки постоянно посещали Св. Землю и были там в почете даже и после порабощения ее неверными. Оттуда приходили они на родину и здесь знакомили своих единоплеменников со святынями Палестины. И, видно, хорошо ведома была древним грузинам Святая Земля, если и храмы свои они любили называть Сионами, по образу Иерусалима, как и этот древнейший Сионский собор, в котором мы сейчас молимся, и монастыри свои они называли то Вифанским (Бетания) в память Палестины, то Кобивским, в память сопредельной с Палестиной Сирии, и т.п. Нет никакого сомнения, что эта живая связь церкви грузинской с Матерью церквей – Иерусалимом питала благочестие народа, роднила его духовно со Христом, поддерживала в нем общение с христианским Востоком, сохраняла в тяжкие годины страданий, постигавших землю Иверскую. Одни были эти страдания у Грузии с Палестиной; один враг – мусульманство черною тучею обложило небо и Грузии и Палестины. Общность страданий сроднила и соединила их между собою неразрывными духовными связями. Грузия нашла теперь спасение, покой и процветание в полном слиянии с православною Россией, но Палестина и доныне во власти неверных. Это не умаляет, а еще более возбуждает дух сочувствия к порабощенной мусульманами Святой Земле.

Нужно ли говорить о постоянных порываниях и русского благочестивого сердца ко Св. Земле? Со времен св. Ольги и князья и народ постоянно и мысленно, и самым делом обращались к Иерусалиму. Сюда, несмотря на неизмеримые трудности пути, направлялись благочестивые русские богомольцы «святому граду поклонитися». Так певалось в старинных Духовных стихах. С первых дней христианства на Руси образовались целые общества паломников, «калик перехожих», которые ходили в Иерусалим и составляли потом по возвращении песни и сказания о Св. Земле.

Эти песни, духовные стихи и сказания сделались любимыми в народе; ими доселе заняты ученые люди, изучающие древнюю русскую письменность. Преподобный Феодосий, как видно из его жития, в детстве пошел за паломниками, шедшими в Иерусалим (1022 г.). Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, путешествовала во Св. Землю; игумен Даниил (в 1106 г.) описал свое путешествие в Иерусалим, и трогательно и доныне читать, как он там молился за всех, оставшихся на святой Руси, и как он у Гроба Господня возжег лампаду «за землю русскую». Любили русские люди в Иерусалиме и «камение разоренное, и персть, раскопанную ратными, ради содеянных в нем великих тайн и благодатей»...

И доныне русский народ, удивляющий весь мир необыкновенною любовью своею к святыням, склонностью к паломничествам стремится к Иерусалиму. Возвратятся поклонники из Палестины и разойдутся по всему широкому простору родной русской земли. В долгие зимние вечера тихо и мирно, благоговейно и вдохновенно в кругу близких льются их рассказы о виденном и слышанном; часто из дома в дом, из села в село переходят эти рассказчики и принимаются всюду, как самые желанные гости: и наполняют эти рассказы души слушателей благочестивыми образами, знакомят и роднят их со Христом и Его жизнью, обновляют в душах память об Его искупительных страданиях, согревают религиозное чувство, зовут к подвигу и покаянию, воспитывают слушателей в чувстве братства христианских народов, делают близкими для русского народа интересы православия, возбуждают сочувствие к страдающим на Востоке единоверцам.

Так неизмеримо важно значение, так высока духовная польза этих благочестивых путешествий во Св. Землю. Но если так, то можно ли им не сочувствовать, можно ли отказаться от помощи богомольцам, идущим во Св. Землю, можно ли не заботиться о том, чтобы облегчить им труд путешествия, чтобы привлечь больше поклонников, чтобы дать им как можно более возможности и способов получить духовное утешение и назидание во Св. Земле? Неудивительно, что издавна у нас заведен святой обычай подавать таким поклонникам милостыню, оказывать помощь материальную. Но эта помощь была единичной, разрозненной. Нужна была помощь упорядоченная, – сильная общественная помощь. И вот державною волею покойного незабвенного Царя – Праведника Александра Александровича образовалось Православное Палестинское Общество (в 1882 году), председателем которого и доныне состоит брат покойного Государя Великий Князь Сергий Александрович, сам побывавший богомольцем в Иерусалиме.

Всего 20 лет назад возникло это Общество и начало свое дело только с 50 рублями. За это короткое время как много сделано! Общество прежде всего удешевило проезд во Св. Землю до последней степени: трудно поверить, что за несколько десятков рублей можно теперь проехать из России в Палестину и обратно с удобствами; Общество построило русские церкви, воздвигло миллионные здания для приюта 1.500 богомольцев, оно поит и кормит их, оказывает им медицинскую помощь, дает им надежных проводников, содержит духовенство, открывает религиозные чтения, – одним словом, делает все, чтобы облегчить поклонникам путь во Св. Землю и сделать пребывание их там и удобным, и полезным для души. Вместе с тем много сделано им и для научной разработки древностей Палестины: произведены дорого стоящие раскопки, сделаны важные открытия, доказавшие подлинность чтимых святых мест в Иерусалиме и успокоившие христианское чувство, смущенное клеветою, сомнениями и насмешками неверующих, нередко отвергавших, якобы по научным основаниям, подлинность того или другого священного места. Все это сделало Общество на сборную копейку со всей России, и сборы свои оно производит в нынешний праздник, когда духовные взоры верующих устремлены на Господа, входящего во Иерусалим. И сегодня будет произведен такой сбор, к которому мы и приглашаем всех вас, возлюбленные братие, – приглашаем потому, что нужд у Общества много, и еще много-много ему нужно сделать, чтобы помочь русским богомольцам в Палестине, которых там к одному дню Пасхи набирается более 5.000, тогда как приют устроен только на 1.500 человек.

Но сказанного мало, чтобы оценить по достоинству деятельность Православного Палестинского Общества. Не одни турки наложили свое иго на Св. Землю, и не одно мусульманское нашествие заставляет нас и ныне продолжать плач об Иерусалиме, – плач, предначатый Спасителем в день торжественного входа Его во святой град (Лк. 19:41). Турецкое иго – иго внешнее. Есть иго другое, безошибочно скажем, – худшее, опаснейшее, чем все зверства турок. Мусульмане убивали только тело; есть враги, которые губят самую душу православных. Более ста лет назад появились в Святой Земле инославные миссионеры-латиняне, протестанты и друг. Подкупом, обманом, лестью, хитросплетенными проповедями расхищают они достояние православной Церкви и переманивают простодушных и бедных православных туземцев в свои общества. Задавленные двойным и тройным игом – и турками, и инославными миссионерами, похожими на тех обличаемых Спасителем фарисеев, которые обходят море и сушу, чтобы обратить единого пришельца на его духовную погибель (Мф. 23:15), – задавленные и бедностью и невежеством, забитые и беспомощные православные туземцы Палестины; эти потомки некогда славнейшей Церкви, сами, без посторонней помощи, не могут избавиться от опасностей и тают в числе под напором врагов.

Стыд и позор христианскому миру, что Иерусалим доселе «попираем языки!» (Лк. 21:24). Стыд и позор будет православным народам, если православие будет поглощено в Святой Земле отпавшими от истинного христианства и от единой святой Церкви православной инославными обществами, враждебными православию не меньше турок. Стыд и позор будет нам, если по нашей небрежности и бездеятельности от древней, святейшей и православной Церкви иерусалимской останется одно воспоминание. А между тем, горько сказать и признаться, за последние 50 лет число православных туземцев в Палестине уменьшилось почти вдвое!.

Взоры христианского Востока обращены к России, вековой защитнице православных народностей. Не раз проносился и отдавался в сердцах могучий клич по земле русской: «Идем за страдающих православных! идем за греков, болгар, сербов! идем за Гроб Господень!» В исторических восточных войнах русско-турецких, когда с мусульманами не постыдились вступить в союз против России и против Креста Господня западные инославные народы, святая Русь шла на бой не ради злобной жестокости, не ради воинской славы или своекорыстия, а именно за Гроб Господень, за православие, ради торжества Креста Господня над полумесяцем.

И теперь, в бескровной борьбе западного инославия против православия, Россия же явиться должна защитницею его в Св. Земле. Это дело русское, православное и взяло на себя Палестинское Общество. Оно устраивает церкви и приходы для православных туземцев, содержит их духовенство, дает ему образование; оно открывает школы, и еще недавно мы были порадованы ободряющим известием, что турецкое правительство признало и утвердило, наконец, законность 85 русских школ в Палестине и Сирии. То, что судил Господь России и Грузии – защиту православия на Востоке, – это дело, этот подвиг и совершает Палестинское Общество: его дело – общецерковное, общеправославное, всенародное, всероссийское дело. Можно сказать, что оно, подобно древнему паломнику игумену Даниилу, зажгло и поддерживает в Палестине и у Гроба Господня неугасаемую лампаду за великое царство Русское... Помочь ему, – значит показать любовь ко Христу, любовь к православной Церкви, – значит показать любовь к России и понимать ее задачу на православном Востоке и ее мировое призвание. Сейчас начнется сбор в пользу этого Общества.

Рука просящего, братие, к вам протянута: да не оскудеет рука дающего! Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-2/2#note33_return

Проповеди на праздники:

Наверх