Падение и восстание человеческой души
Сказано во дни всенародного покаяния в русско-немецкую войну 29 августа 1915 года
Беспечно проводил веселое время пирующий развратный царь Ирод. Ради удовольствия своего развратного сердца не убоялся усекнуть и главу великого Пророка Иоанна Предтечи. Так страсти и пороки затуманивают человеческое сознание, что разум человека делается рабом этих страстей и пороков, и человек, ими плененный, бывает способен и скор на всякое преступление.
Но то, что с нечестивым Иродом случилось в таком погибельном виде, то в большем или малом виде обычно повторяется в жизни людской. Люди обычно тоже рабствуют легкомыслию, веселости, богатству, роскоши, честолюбию и всем прочим исчадиям ада. Все подобные пристрастия тоже в достаточной степени отуманивают человека и толкают его на грех, насильствуя его волю. Рассмотрите, например, власть пристрастия к богатству: ради него человек готов бывает все позабыть, все продать, все сделать, все дозволить, только бы обогатиться. Богатство для него бог и владыка, оно – исключительный смысл его жизни. А погоня за развлечениями: охваченный сим пристрастием жить не может без развлечений и удовольствий; он презрит и забросит все свои самые святые обязанности, бросит любимых детей, оставит свой долг, – только бы позабавить свою легкомысленную душу, потешить себя хоть на короткое время.
Но все наши душевные настроения и привычки непременно развиваются и укрепляются, достигая до самой высокой степени напряжения в добрую или худую сторону. Так и все пристрастия к указанным недобрым переживаниям идут дальше и больше, доводя человека и до готовности на преступление, если бы оно потребовалось для удовлетворения всеохватывающего пристрастия, а потом и до богоотступничества, если не сознательного и ясного, то слепого и стихийного, но одинаково оставляющего человека без Живого Бога в душе. Но что же, ужели сознательно все это допускают люди, сознательно доводят себя до такого состояния духовного ослепления и помрачения? Если бы это было все сознательно наживаемым, то все таковые подлежали бы вечному осуждению, лишались бы надежды на вечное спасение, как упорные противники Духу Святому. Нет, нужно надеяться, что это в большинстве случаев бывает именно от несознательного отношения к жизни и к душе, от духовной непросвещенности, от постепенно наживаемого духовного усыпления и разленения, что незаметно, как тонкий, но верный яд, действует в душе, укрепляется в ней и пленяет ее, лишая человека возможности и осознать свое такое состояние.
Как же зарождается и растет такое духовное усыпление и падение человека?
Обычно у нас весьма много заботятся об умственном образовании человека, о научении его разным искусствам, красивым и благородным манерам обхождения, и тем более заботятся о телесном здоровье. Пожалуй, можно сказать, что забота обо всем том чисто внешнем, не касающемся существа души, составляет главнейшее в жизни человека. О душе же по ее сущности помышляют и заботятся меньше всего. Больше того: даже и не задумываются над самим вопросом – какова природа души, не учат сознавать всю естественную высоту ее и высокую цель ее назначения здесь для вечной жизни. Об этом не принято и говорить, не считается это и хорошим тоном. Так самым порядком жизни и душевного роста человека все божественное в нем заглушено и убито или, по крайней мере, не приведено в сознание человека, не изведено и на свет его жизни в мире сем. Он душу носит в себе, не сознавая ее божественной природы.
Еще хуже бывает, если забивают душу страстями и пороками. Тогда она при всей образованности, при всей деликатности и изящности человека бывает грубая, приниженная, как лишенная всякого нравственного содержания, исполненная страстности и гордыни. Тогда опьяненный своими страстями человек делается вовсе даже неспособным понимать какие-либо благородные и нравственные начала жизни. Ибо он бывает тогда подобен по своему настроению тем допотопным людям, о которых Господь сказал: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт. 6, 3). И это одинаково нужно сказать обо всех пороках и страстях человеческих. Например, пьянство, которое особенно напоминается сегодняшним праздником усекновения главы Предтечевой на пьяном пиршестве Ирода. Всякий знает, что оно решительно дурманит и в дикость приводит человека, толкая его на всякое бешеное преступление. А честолюбие? Оно заставляет человека позволять себе все, только бы добиться чести и славы или власти.
И настоящий праздник, и обстоятельства военного времени призывают всякого из нас бороться с описываемою духовною дряблостью и усыплением, которые убивают душу, постепенно, но верно делая ее игралищем и рабой страстей. К этому всегда, и особенно в настоящие дни всенародного покаяния, и зовем мы всех. Но не подумайте, что это только призыв к так скучным для многих посту, поклонам, молениям, воздыханиям о грехах и ко всему подобному. Было бы очень просто достигать душевного спасения и устраивать себя для Царствия Божия, если бы вся духовная жизнь и сводилась только к этому одному. Ибо то преимущественно внешнего или телесного труда требует. Мы же все в тех или иных трудах состоим и не скучаем этими трудами, видя их необходимость и полезность. Однако если кто возьмет на себя заботу о душе, тот и сам придет к указанным трудам как пособникам ему в устроении души, а вместе и выразителям его душевного строгого настроения и дела.
Нет, все-таки знай, что ни к этому одному зовем мы всякого христианина. Зовем всякого к тому, чтобы знали свою собственную душу, по крайней мере так, как стараются узнать все внешнее, знали бы свою душу – какова она по своей природе, по ее назначению и по ее обнаружениям в жизни, достойной ее. Знай, что она божественная по своей природе, как дыхание Духа Божия в тебе, что в ней ты причастник Божественного естества, предназначенный самим бытием своим к наследованию жизни в Божием Царствии. Посему воспитай ее достойной его, не унижай сам светлой ее природы, да проявит она те высокие переживания, к которым способна. Загрязнивши же душу неподобным житием или помышлением, спеши очистить покаянием, да будет снова светла и высока. Рассмотри в житиях Святых, как они при всех своих покаянных подвигах были бодры духом и телом, высоки, светлы, чисты. И наоборот, как унылы и скучны не заботящиеся о душе. Да и на себе ты, наверно, замечал, что, попостившись и помолившись исправно, чувствуешь себя легче и бодрее. Наоборот, за недостатком сего, – тяжесть и пустота наполняют твою душу.
Итак, утверждайся на пути духовного бодрствования над своей душой, чтобы извести ее из духовного падения, чтобы восстала она в полной своей божественной красоте и силе для наследования вечной жизни за гробом после достойного ее жития здесь на земле. Аминь.