Ответное послание Константинопольскому Патриарху Григорию VII по вопросу управления Русской Православной Церковью. 1924 г.
Его Святейшеству
архиепископу Константинопольскому, Нового Рима,
и Вселенскому Патриарху ГРИГОРИЮ VII
При письме представителя в России Вашего Святейшества архимандрита Василия (Димопуло) от 6 июня сего 1924 г. за № 226 мною получены четыре выписки из протоколов заседания Священного Константинопольского Синода от 1 января 1924 г., 17 апреля, 30 апреля и 6 мая сего года, из коих видно, что Ваше Святейшество, желая оказать помощь от матери Великой Христовой Церкви Константинопольской и изучив точно течения русской церковности и происходящие разногласия и разделения, – для умиротворения дела и прекращения настоящей аномалии, происшедшей от внешних перемен или от чрезмерного и бесполезного возвращения к взглядам и старым системам, потерявшим уже жизненную силу и смысл, приняв во внимание исключительные обстоятельства и примеры прошлых времен, – решили послать к нам особую миссию, уполномоченную изучать и действовать на месте на основании и в пределах определенных инструкций, согласно с духом и преданиями Церкви.
В инструкции членам миссии одним из главных пунктов является пожелание Вашего Святейшества, чтобы я как Всероссийский патриарх, ради единения расколовшихся и ради паствы, пожертвовал собой, немедленно удалившись от управления Церковью, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы одновременно упразднилось патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах, в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения. Дается и определенная инструкция Комиссии, на какие течения она в своих работах должна опираться.
Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами как с законным представителем и главой всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2 и 3 правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только, но не признавали и не признают за ним вообще, т.е. признавали и признают перед другими автокефальными Церквами первенство чести, но не власти.
Помним и то правило, что «не быв приглашены, епископы да не приходят за пределы своей области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения». А поэтому всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со мною, как единственно законным и православным патриархом Русской Православной Церкви, без моего ведома, – не законна, не будет принята русским православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви.
Последнее будет только в угоду нашим схизматикам-обновленцам, вожди которых, ныне стоящие во главе так называемого (самозванного) священного синода, как бывший Нижегородский архиепископ Евдоким и другие, запрещены мною в священнослужении и за учиненную смуту, раскол, незаконный захват церковной власти объявлены впредь до раскаяния находящимися вне общения с Православной Церковью.
Вместе со всей массой русских православных верующих со своей паствой, сомневаюсь и очень, что Ваше Святейшество, как заявляете, «изучили точно течения русской церковности» (сомневаюсь потому, что Вам не угодно было ни разу обратиться к Нам за документальными объяснениями того, кто же подлинный и настоящий виновник смуты и раскола). Весь русский православный народ давно сказал свое правдивое слово как о нечестивом сборище, дерзновенно именующим себя собором 1923 г., так и о несчастных вождях обновленческого раскола. Народ не со схизматиками, а со своим законным и православным патриархом.
Позволительно усомниться и в предлагаемой Вашим Святейшеством мере умиротворения Церкви – моего удаления от управления Церковью и хотя бы временного упразднения самого патриаршества на Руси. Не умиротворит это Святую Церковь, а народит новую смуту, принесет новые скорби и без того многострадальным верным Нам архипастырям и пастырям. Не честолюбие или властолюбие заставило Нас снова взять крест патриаршего служения, а сознание своего долга, подчинение воле Божией и голос верного Православию и Церкви епископата.
Последний, получив разрешение на собрание, еще в июле прошлого года соборным голосом осудил обновленцев как схизматиков, а ко мне обратился с просьбой снова встать во главе Русской Православной Церкви и быть ее кормчим до того момента, когда Господу Богу угодно будет даровать мир Церкви голосом Всероссийского Поместного Собора и засвидетельствовать перед всем миром нашу правду.
Неверен взгляд Вашего Святейшества и, очевидно, навеян врагами Православной Церкви и по части возникновения правильности восстановления патриаршества в России и необходимости его упразднения, хотя бы временного.
Ваш предшественник, блаженной памяти патриарх Герман V, как и другие восточные патриархи, особыми грамотами приветствовали как восстановление у нас на Руси патриаршества, так и лично меня. С особой приветственной речью как представитель Вселенского патриарха выступал и покойный о. архимандрит Иаков 21 ноября 1917 г.
Всякий, кто явится к Нам, если пожелает беспристрастно, без предвзятых идей и определенных заданий, познакомиться с положением церковных дел в России, изучить появление, рост и жизнь так называемого обновленческого раскола, встретит с Нашей стороны благожелательное отношение, если он явится к Нам как к законному главе Русской Православной Церкви. Желания и надежды благочестивого народа СССР одни: да дарует Господь Русской Православной Церкви мир, да приведет Господь в ограду Церкви отошедших от нее и от Нас как законного главы Православной Русской Церкви. И Мы, и Наша паства верны и Церкви Божией, и родному Православию, и нашему правительству. И только враги Церкви, сеющие смуту и вражду, могут и говорить и утверждать иное. В уверенности, что Ваше Святейшество, как возлюбленный во Христе Наш брат, вознесет молитвы об умиротворении Русской Православной Церкви и при первой к тому возможности войдет в письменные сношения с Нами и через общение как со мною, так и со Священным при мне Синодом будет иметь возможность ознакомиться с действительным положением церковных дел Православной Русской Церкви и уверитесь, что истина за нами и с нами.
Вашего Святейшества, возлюбленного о Христе брата,
Тихон,
Патриарх Московский и всея России
Следственное дело С. 376–378.