Отцам заведующим и учащим церковных школ. 2. Сельскохозяйственные, ремесленные, рукодельные и другие подобные занятия в церковной школе
Неоднократно и подробно приходилось уже говорить о важности и применимости таких занятий в школе. А о пользе их для самой народной жизни и говорить не приходится: школа готовит людей для жизни, но, к сожалению, этого-то народная школа почти и не делает. А там, где школа вводит у себя и такие занятия, там она пользуется все возрастающим серьезным вниманием народа. Поэтому настойчивая нужда – открыть такие занятия, при малейшей к тому возможности, во всех церковных школах епархии.
Понятно, что при этом должен быть принят во внимание и самый возраст учащихся, и самые условия школьного дела. И, прежде всего, занятия сельским хозяйством, огородничеством, садоводством, пчеловодством и т. п. должны быть между делом, как забава приятная и полезная. Разумею, например, посадку деревьев в виде развлечения, собирание трав в гербарии и тому подобное. Таким путем дети постепенно воспитают в себе любовь к природе вместо того дикого отношения к ней, какое часто теперь приходится наблюдать. А вместе с тем и полезные навыки будут таким порядком прививаться. Нетрудно, например, между домами насадить лиственных деревьев, а между ними акаций и т. п. Так деревянные постройки будут ограждены и на случай пожара, а кроме того не нужно будет при такой живой изгороди разных огородок, требующих постоянного ремонта. Посадка фруктовых деревьев или ягодных кустов на школьном участке земли самими учащимися с правом по окончании школы пересадить посаженное к себе в огород – это научит детей ухаживать за деревом и отучит лазить в чужой огород, на что так жалуются в деревне. То же самое приложимо и к огородничеству, и к пчеловодству и т. п. А земские склады отпустят молодых побегов для посадки фруктовых и ягодных насаждений.
Теперь ведь при всякой почти школе есть хоть самый небольшой клочок земли. На нем-то это все и можно разводить. Такое, хотя и скромное, хозяйство даст и новые средства к жизни в дополнение к скромному учительскому содержанию, а вместе привяжет учащих и к школе, удерживая их от частых переходов с мест. Не придется учащим и на лето уезжать из школы: заведенное хозяйство удержит от того, а потому и в летнюю пору учащие будут полезны для церковнонародного дела; поэтому и в глазах народа они не будут пришлыми чужими, а своими людьми. А кроме того такие занятия освободят учащих, особенно учительниц, от жалоб на болезни, наживаемые в школе, освободят от необходимости искать отдыха, однако редко когда восстанавливающего подорванное однообразием здоровье.
Все сказанное приложимо и к занятиям ремеслами и рукоделиями. Во всех отношениях было бы полезно учителю заняться каким-либо ремеслом и к нему между делом приучать детей, а учительнице – каким-нибудь рукоделием и тоже между делом приучать к нему девочек. Таким порядком они и лишние средства добывали бы, и телесные силы восстанавливали бы, и населению приносили бы громадную пользу обучением детей ремеслам и рукоделиям. Это все так просто и естественно, что и говорить не приходится. Только бы было первое для того условие – отбросить напрасное и вредное во всех отношениях посягновение на барство; а смотреть на жизнь так, как она есть, и все делать для ее упрощения и упорядочения.
При Боровенской церковной школе заведены рукодельные классы. И они заполнены занимающимися уже внешкольными девушками. Ныне в августе попечительница школы княгиня Урусова устраивает даже выставку предметов рукоделия. А при Сопинской школе в июне были краткосрочные курсы по садоводству, огородничеству и пчеловодству. На курсах было слушателей 32 человека – лица разного положения, звания и пола: крестьяне, учителя, ученики второклассной школы, помещики, почтовые чиновники, клирики, дочери помещиков и Земских Начальников и т.п. Очевидно, запрос на все это в жизни большой. Поэтому весьма было бы полезно и жизненно, если бы церковно-школьные деятели вышли на такую работу. Наша церковная школа, как жизненная и народная, должна прежде всего заняться таким делом. Тогда она самым делом докажет свою жизненность и полезность и заставит замолчать всех ее недоброжелателей, обычно вовсе ее не знающих.
К сказанному нужно прибавить, что Синодальный Училищный Совет внес в смету 1911 года кредит в пособие школам на сельскохозяйственные занятия. Потом, вероятно, будет внесен кредит и на занятия ремеслами и рукоделиями. Но чтобы иметь право на такое пособие, нужно показать дело. Поэтому и следует озаботиться заведением всего указанного. Поэтому со своей стороны и обращаюсь с убедительнейшим предложением к Уездным Отделениям Училищного Совета и к Уездным Отцам Наблюдателям – по соображении всего наметить школы, в которых уместно, возможно и полезно бы было заведение того или другого прикладного практического занятия, и рекомендовать это, а вместе наблюсти и за введением того на деле. А Отцов заведующих и учащих школ прошу деятельно и горячо отозваться на такой мой призыв и по мере сил и умения заводить у себя то или иное из указанных. Итак, с Божией помощью к делу.