Отцам заведующим и учащим церковных школ. 1. Военная гимнастика и военные детские игры в школе
Я уже имел случай прежде говорить о возможности и плодотворности заведения в церковных школах гимнастики и упорядочения обычных детских игр и забав в смысле их полезности. Недавно все с восторгом и умилением читали в газетах сообщения о том высоком успехе, которого достиг со своей детской гвардией инспектор школ Бахмутского уезда господин Луцкевич, имевший счастье представить эту гвардию Государю Императору. Ныне от 1 июля сего года в газете «Колокол» опубликовано Высочайшее повеление, чтобы войсковые части, в районе расположения коих возникают при народных школах классы военного строя и гимнастики, открывали им полное и всестороннее содействие. А заведующий школой трезвости при Сергиевой пустыни иеромонах Павел уже и открыл при своей школе занятия с детьми военной гимнастикой.
Не приходится много говорить о несомненной пользе этого дела. Таким путем можно воспитать здоровое поколение, от которого не услышим жалоб на худосочие, малокровие, слабосилие и т.п. Мало того, таким путем дети приучатся к строгому порядку, к выправке, к умению держать себя, к ловкости и находчивости и тому подобному, чего недостает прошедшим нашу отвлеченную от жизни школу. Вероятно, многим бросается в глаза такое явление в нашей жизни. Не ходивший в школу крестьянин умеет держать себя перед посторонними выдержанно и с достоинством. А прошедший школу непременно стоит даже перед высшими себя изломавшись-избоченившись, руки в кармане или за спиной, некрасиво переступает с ноги на ногу и т.п. Конечно, это пустяки, но в них сказывается, однако, нрав человека, его душа проявляется – душа или здоровая и воспитанная, или, напротив, душа задорная, заносчивая, дерзкая и вообще неблаговоспитанная. Все это нежелательное весьма может парализовать разумно поставленная гимнастика, как и вообще приучить человека к порядку и исправности. Кроме того, и для дела всеобщей воинской повинности это принесет большую услугу: отбывающему ее не придется начинать все с самого начала; он уже достаточно выправился, чтобы приступить к дальнейшему военному обучению.
Нельзя при этом упустить из внимания и той любви к военным играм и упражнениям, которая всегда есть у детей. Это всякий, наверное, припомнит и по своему детству.
Поэтому весьма нужно завести при церковных школах епархии занятия военной гимнастикой и детские военные игры, при малейшей к тому возможности. Местами для сего найдутся любители из отставных военных, местами можно будет просить содействия местных войсковых частей, в силу упомянутого Высочайшего о том повеления, а местами, может быть, и сами учителя окажутся любителями такого дела, как это показал на себе господин Луцкевич. Сами такие любители увидят на себе самих, как полезны им будут такие занятия, как они оживут телом, как далеки будут от них жалобы на нездоровье и тому подобное. И скуки среди деревенского однообразия не будет: время будет весело, разнообразно и преполезно проходить. Конечно, тут много значит и личная находчивость и изобретательность самих руководителей гимнастики и игр.
Итак, отцы и братья, где есть хоть малейшая возможность, начинайте это дело с предстоящего года. А теперь пока заблаговременно обдумайте и приготовьтесь – как и с чего начать, как лучше и практичнее все это устроить. Если учителя не могут этого взять на себя, так посмотрите и найдите военных или иных любителей военной гимнастики и военных детских игр.