Проповеди на праздники:


Отступление в плане Послания: философия истории (Рим.9–11)

В плане Рим. было бы естественно ожидать, чтобы от славословия Божественной любви Рим.8:31–39 апостол перешёл к практическому учению. В действительности, практическая часть Послания начинается только с Рим.12, а Рим.9–11 посвящены философии истории: Павел отвечает в них на вопрос о судьбе Израиля. В плане Послания эти три главы являются отступлением, но читатель подготовлен к нему с первых же глав. Мы видели, что ап. Павел постоянно воображает себя в присутствии иудейского оппонента и этому оппоненту отвечает. У него нет сомнения и в нерушимости Божественных обетований Израилю, и он открыто высказывает своё убеждение, что иудеи, сравнительно с эллинами, имеют преимущество в наследовании спасения, но и несут сугубую ответственность. Мало того, в славословии Божественной любви Павел исповедует, что никакая сила не может отлучить его от Христа (ср. Рим.8:35–39). Между тем в Рим.9, ставя иудейскую проблему во всей ее остроте, он выражает готовность быть отлученным от Христа за братьев своих, сродников по плоти (ср. Рим.9:3). Употребленные им слова – в греческом подлиннике Рим.8 и Рим.9 – не одни и те же, но мысль – одна. Замечательно, однако, что, выражая свою готовность быть отлученным от Христа ради иудеев, ап. Павел пользуется оборотом, который служит для передачи неисполнимого пожелания: он знает, что его желание не претворится в дело, – знает потому, что никто и ничто не может отлучить его от Христа.


Проповеди на праздники:

Наверх