Проповеди на праздники:


Отрицательный аспект Царства: поражение сил зла

По существу, Царство Божие в самом начале пути раскрывается Господом, во-первых, отрицательно, а затем положительно. Отрицательно явление Царства Божия знаменует поражение сил зла. Когда Семьдесят приходят к Господу с отчетом о выполнении возложенного на них служения, они радостно свидетельствуют: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк.10:17). Свидетельство учеников не вызывает возражений со стороны Учителя. Он признает, что «духи им повинуются» (Лк.10:20) и что они имеют от Него (ср. Perfectum δέδωκα) «власть наступать на змей и скорпионов и над всей силой вражьей, и ничто не повредит» им (Лк.10:19). Больше того, Господь свидетельствует, что Он Сам «видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18). В этом свидетельстве древние толкователи вычитывали предостережение против высокоумия: падение сатаны было вызвано гордостью. Контексту отрывка это понимание не отвечает. Слова Христовы связывают падение сатаны со служением Семидесяти. Падением сатаны объясняется послушание бесов. Но мы только что видели, что служение Семидесяти имело своим содержанием благовестие Царства. Поражение сил зла есть отрицательный аспект явления Царства. Исцеление бесноватого снова отмечается в Капернауме (Лк.11:14). Несколько позже, исцеливши в синагоге в день субботний скорченную женщину, Господь свидетельствует перед народом, что она была восемнадцать лет связана сатаной (Лк.13:16). Путь на Страсти, которые приводят к славе, сопровождается борьбой с силами зла и неизбежным их посрамлением.


Проповеди на праздники:

Наверх