Отречение ап. Петра

Все они согласны между собой, что первое отречение Петра было перед служанкой. Но затем наступают различия. Достаточно указать, что во второй раз Петр отрёкся, по свидетельству Мф. (Мф.26:71–72), перед другой служанкой; по свидетельству Мк. (Мк.14:69–70) перед той же самой, а по свидетельству Лк. (Лк.22:58) перед кем-то другим (ἕτερος). Вместо этого, в Ин. (Ин.18:25) стоит просто безличная форма εἶπον οὖν αὐτῷ: «сказали ему». Противоречие было замечено уже древними, которым оно не казалось существенным. Ясно, что сведение всех четырёх евангельских повествований в одно, в котором параллельные отречения стояли бы рядом, не представляло бы выхода. Этот метод согласования привел бы к умножению числа отречений до пяти, что было бы в противоречии с прямыми указаниями Евангелия и, прежде всего, с пророчеством Самого Иисуса о троекратном отречении Петра. Однако нельзя не согласиться с древними, что эти различия, действительно, несущественные, а самый факт троекратного отречения Петра установлен твердо. Несомненно и то, что Петр проявил большую стойкость, чем другие. Он последовал за Иисусом во двор первосвященника и не ушёл оттуда ни после первого, ни даже после второго отречения. Согласно предсказанию Христову, его третье отречение было отмечено пением петуха. Евангелист Марк, в отличие от других, говорит о вторых петухах (Мк.14:30, 72). Это конкретное указание имеет на себе печать исторической достоверности. Если мы его примем, последнее отречение Петра имело место вскоре после полуночи. В синоптическом повествовании с отречением Петра от Господа отпадает последний из Его учеников, который ещё следовал за Ним. Четвертое Евангелие вносит корректив. Оно свидетельствует, что ученик, которого Иисус любил, стоял у подножья Его креста и что Господь перед смертью усыновил его Своей Матери (Ин.19:25–27). По всей вероятности, он был и тот ученик, который ввёл Петра во двор первосвященника (Ин.18:15–16). Это последнее указание не отличается такою определённостью, как другие, но уже древние читатели Евангелия узнали в спутнике Петра возлюбленного ученика, поставив перед ἄλλος μαθητής («другой ученик») член ὁ, отсутствующий в лучших рукописях. «Другим учеником» в определённом смысле слова мог быть только возлюбленный ученик. Если это понимание правильно, то заслуживает внимания, что Петр, введенный во двор первосвященника другим учеником, отрёкся, а об отречении другого ученика не сказано ничего. Это молчание, отвечающее характеру Ин., может значить только одно: другой ученик не отрёкся. Пребывши верным до конца, он последовал за Учителем и на Голгофу.


Наверх