Отпадение галат и защита ап. Павлом своего апостольского достоинства (Гал.1:6–2:21)
В отличие от других Посланий, за обращением в Гал. не следует благодарение. Вместо благодарения Павел с горечью говорит об отпадении галат (Гал.1:6–9). Нашлись люди, вносящие смуту в их среду и «желающие превратить благовествование Христово» (Гал.1:7). Агитация этих людей и побуждает Павла к защите своего апостольского достоинства, естественно принимающей историческую форму (Гал.1:10–2:21). Апостол доказывает два положения. Первое: его Евангелие – не человеческого происхождения. Это вытекает из того, что у него и не было случая научиться от людей ни тогда, когда он был гонителем, ни в первые годы его жизни во Христе. Во время его первого, кратковременного пребывания в Иерусалиме через три года по обращении, он встречался только с ограниченным кругом лиц (Гал.1:11–20). Но Павел не довольствуется этим указанием. Его служение, возложенное на него свыше, было признано Церковью. Это – второе положение (Гал.1:21–2:21). Он вспоминает радость, которою ответили Церкви Христовы в Иудее на его первые благовестнические труды (Гал.1:21–24). Формальное признание совершилось на соборе. Мы отметили в своё время, что, несмотря на некоторое колебание в науке, мы имеем достаточное основание относить отрывок Гал.2:1–10 к Иерусалимскому собору. На соборе, невзирая на агитацию лжебратьев (ср. Гал.2:4), руководители Иерусалимской Церкви «не возложили на него ничего более» (Гал.2:6). Они не потребовали обрезания и от сопровождавшего его Тита, христианина языческого происхождения (Гал.2:3). Мало того, на Иерусалимском соборе было проведено разделение сфер служения (Гал.2:7–10). Тем самым члены собора не только дали согласие на то, что ап. Павлом было уже сделано среди язычников, но признали и равноценность его апостольского служения. Однажды ап. Павлу пришлось выступить и против самого Петра (Гал.2:11–21). Об антиохийском инциденте по существу речь была выше. В Гал. ап. Павлу было естественно на нем остановиться, так как он наглядно свидетельствовал о равенстве его и старших апостолов. Он был не только равен им. Были случаи, когда он был вернее истине евангельской, чем они. Если в Иерусалиме на соборе Павел отстоял против непримиримых иудаистов свободу христиан из язычников, то поведение его в Антиохии показывает его убеждение, что иудеохристиане, несмотря на формальное решение собора, были тоже принципиально свободны от закона. В науке существует спор, где кончается речь ап. Павла к ап. Петру в Антиохии и где начинается догматическое учение Гал. Четкую грань провести, действительно, трудно. Вполне возможно, что весь отрывок Гал.2:14б–21 представляет собой речь Павла, обращённую к Петру. Но и при таком понимании она представляет собой переход от исторической части Гал. к его догматической части. То противоречие, которое вскрылось в Антиохии, выражает основную догматическую тему Гал. – принципиальную противоположность закона и веры.