Отношение язычников к благовестию ап. Павла. Мятеж в Ефесе
Исторический момент был ответственный. Во-первых, отношение языческого мира к христианскому благовестию обозначилось с ещё большей ясностью, чем во дни второго путешествия ап. Павла. Его деятельность в Ефесе в языческой среде – и на этот раз после разрыва с иудеями (ср. Деян.19:8–10) – сопровождалась исключительным успехом. Но для широких масс язычества христианство было неприемлемо. Это вытекает из рассказа о мятеже в Ефсее (Деян.19). Рассказ отличается чрезвычайной живостью. Читатель как бы присутствует при развитии событии, но внимательный анализ позволяет выделить те факторы, которыми определялось отношение язычников к христианам. Прежде всего, выступление серебряных дел мастеров (Деян.19:23–27 а) показывает, что успехи христианской проповеди неблагоприятно отражались на материальных интересах определённых групп языческого общества. Переписка Плиния Младшего и Траяна даёт основание утверждать, что подобное отношение к христианам проявилось и в начале II в. в Вифании. Но сознание материального урона давало только первый толчок. Затем начинался религиозный отпор. Язычники вставали на защиту своих богов (ср. Деян.19:27–28, Деян.19:24–35, 37). Сказывалось влияние и распространённого в древности антисемитизма. История гонений свидетельствует о том, что историческая связь христианства с иудейством неблагоприятно отражалась и на отношении язычников к христианству. Во время Ефесского мятежа некий Александр выступил, по предложению иудеев, должно быть, для того, чтобы доказать их непричастность. Но толпа, узнавши, что он – иудей, пришла в ещё большее возбуждение (Деян.19:33–34). Это, может быть, первый пример влияния антисемитизма на отношение язычников к христианам (впрочем, ср. Деян.16:19–22). Но рассказ Деян. говорит и о том, что движение очень скоро приняло стихийный характер (ср. Деян.19:29, 32, 39–40). Толпа сама не знала, для чего она собралась, и это ей ставил на вид и начальник, стараясь её успокоить. Дальнейшее развитие отношений между христианством и язычеством показывает, что течение Ефесского мятежа выражало самую сущность этих отношений, как они к этому времени определились.