Проповеди на праздники:


Отношение Иерусалимской Церкви к судьбе ап. Павла

Два вопроса требуют нашего особого внимания. Первый касается отношения Иерусалимской Церкви к судьбе ап. Павла. Ближайшей причиной его заключения было его участие в обете четырёх иудеохристиан, который он принял по совету Иакова и пресвитеров. Побуждения, которые заставили Павла последовать этому совету, для нас ясны. Мы уже имели случай поставить образ действий Павла в Иерусалиме рядом с обрезанием Тимофея (Деян.16:3) и обетом в Кенхреях (Деян.18:18). Павлом руководили соображения икономии. Внутренне не признавая обязательности закона даже для иудеохристиан (значит, и для себя), он делал всё, что только мог, для поддержания мира. Именно эта забота заставляла его быть для иудеев как иудей, для подзаконных – как подзаконный (1Кор.9:20). Со своей стороны, Иаков и пресвитеры держались буквы иерусалимского соглашения. Они считали, что Павел должен исполнять закон, и им было важно получить от него перед народом наглядное доказательство. В это время они ещё не сознавали временного значения закона, и их связь с окружающей иудейской средой оставалась непоколебленной. Замечательно, что в Деян. после Деян.21:25 Иерусалимская Церковь более не упоминается. Мы ничего не знаем о её общении с ап. Павлом после его заключения в узы. Сделали ли что-нибудь её руководители для облегчения его положения? Забота племянника (ср. Деян.23:16–22), может быть и не христианина, оттеняет молчание братьев. В критической науке XIX в. были сделаны попытки возложить ответственность за судьбу ап. Павла на Иерусалимскую Церковь, с Иаковом во главе. Для обоснования этого обвинения мы не имеем никаких данных. Напротив, всё, что мы знаем о нравственном облике Иакова и его ближайших сотрудников, делает это обвинение совершенно невероятным. Можно сказать со всей решительностью, что они не могли быть против Павла. Но они не были и за него. Самая их ссылка на букву соборного постановления (ср. Деян.21:25 в контексте) показывает, что они не разделяли его оценки заключённого между ними соглашения. В это время они едва ли понимали Павла. И внутренне был ли он им ближе, чем их братья по плоти, не вошедшие в Церковь? Узы Павла, по вине иудеев, были его личной трагедией. Но ещё в большей мере они были трагедией иудеохристианства. Для Павла его узы были «узы во Христе» (ср. Флп.1:13). Трагедия иудеохристианства была в том, что, оставшись в стороне, члены Иерусалимской Церкви не могли разделить их сладостной тяжести.

Проповеди на праздники:

Наверх