Откр. как послание к семи Церквам
По своей литературной форме Откр. представляет собой послание. За вступительными словами, в которых сообщаются сведения об источнике и содержании откровения и ублажаются приемлющие и хранящие его (Откр.1:1–3), следует эпистолярное обращение обычного типа (Откр.1:4–5 а), и книга заканчивается в Откр.22:21 заключительным пожеланием благодати, представлявшим в Посланиях ап. Павла (ср.1Кор.16:24; 2Кор.13:13; Гал.6:18; Еф.6:24; Флп.4:23 и др.) его обычную подпись. Отправитель послания – Иоанн, адресаты – семь Церквей в Асии. Для понимания Откр. важно отметить, что книга в целом представляет собою послание к семи Церквам, и потому те семь обращений к отдельным Церквам, которые составляют содержание Откр.2 и Откр.3, нельзя толковать как самостоятельные послания, возникшие независимо от Откр. и действительно отправленные, каждое – к той Церкви, к которой оно обращено. Замечательно, что каждое обращение кончается словами, относящимися ко всем Церквам: «Имеющий ухо, да слышит, что Дух говорит церквам» (ср. Откр.2:7, 11, 17, 29, 3:6, 13, 22). Вопрос об обращениях к семи Церквам представляет интерес не только в связи с вопросом об источниках Откр., которого мы касались выше, но и в связи с другим вопросом: о дате Откр. Если бы обращения к семи Церквам представляли собой самостоятельные послания, мы имели бы право утверждать, что они были отправлены по назначению, когда Откр. в целом ещё не был составлен.