Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да иде же есмь Аз, и тии будут со Мною
Высоко достоинство, которым облекает верующих еще на земле молитва небесной Любви. Но Любовь небесная не ограничивается тем. Она еще просит для них высшей славы, славы вечной.
Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да иде же есмь Аз, и тии будут со Мною; да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира (Ин.17:24).
С какою силою произносится эта молитва! Отче, хощу. Это более, чем молитва; это – предъявление воли Готового на смерть за мир, воли, которой не ожидают отмены. И иному быть нельзя. Любовь небесная, жертвующая собою в исполнение воли Отца небесного, вполне знает, что Отец небесный исполнит завещания ее. Готовая вознестись на крест за людей, по воле Отца, она изъявляет волю свою, и эта воля, как воля вполне святая, исполнится во всей точности.
Хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою. Господь Иисус хочет, чтобы искренне верующие были там же, где и Он, Сын Божий – на небе; хочет, чтобы они зрели славу Его. Иде же есм Аз, ту и слуга Мой будет, и аще кто мне служит, почтит его Отец Мой: так говорил Он в слух всех еще прежде (Ин. 12:26). Здесь величие славы, обещаемой искренним слугам, показывает Он в том, что они зреть будут ту славу, которою облечен Сын Божий прежде сложения мира, следовательно, зреть будут славу, принадлежащую Божеству – вечному и безграничному. Ибо выражение прежде сложения мира значит то же, что «прежде создания мира, от вечности» (1Петр. 1:10; Еф. 1:4; Апок. 13:8). Что же может быть выше такого счастия, каково счастие быть вместе с Сыном Божиим? Что может быть выше той славы, какова слава зреть славу Божества? Можно ли описать, можно ли представить уму своему это высокое блаженство? И любимый ученик Христов, тот, кому открыто было столько тайн Божиих, писал: возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем; ибо узрим Его, яко же есть (1Ин. 3:2–3). Апостол Павел поучал: приидет прославитися во Святых своих и дивен быти во всех веровавших (2Фес. 1:10).
Отче праведный, и мир Тебе не позна, Аз же Тя познах, и сии познаша, яко Ты Мя послал еси (Ин.17:25).
Сын Божий желал, чтобы все узнали Отца небесного, и однако мир не хочет знать Его. Мир говорил и готов говорить, что он знает Отца небесного, знает Творца и Промыслителя, знает даже Того, Кто и о Ком говорил с патриархами и Пророками. О если бы мир иудейский знал Отца: Он не говорил бы, что Сын не знает Отца, что Он действует не по Его воле и не Его силою; он узнал бы Отца в Сыне и Сына в Отце. Иудей хвалится знанием воли Отца небесного, возвещенной Пророками. Напрасно он хвалится. Если бы он верно знал эту волю, он не отвергал бы Христа Иисуса, которого жизнь и личные свойства с такою точностию и полнотою описаны Пророками. Нет, точное и полное откровение об Отце сообщить может только Сын; и только те, которые слушают Сына, могут знать Отца. Никто же знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и Ему же аще волит Сын открыти. Если же мир несправедлив в отношении к Богу-Отцу и Сыну, не следовало ли ожидать приговора суда для мира преступного? Любовь вечная выражает глубокую скорбь о преступном мире и представляет на усмотрение правды Божией как дело мира, так и состояние верующих. Что значит правда Отца небесного по откровению новозаветному? Устраняется ли здесь небесное Правосудие излиянием Благости небесной? О нет. Апостол Павел учит верующих: праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас, а вам оскорбляемым отраду с нами, в откровении Господа Иисуса с небесе, со Ангелы силы Cвоея, во огни пламенне дающаго отмщение неведущим Бога (2Фес. 1:6‑8). После того, как молил Он Отца, да мир веру имет (Ин.17:21), и однако мир остался миром, не познал Отца, Спаситель в духе кротости не произносит Сам приговора над миром, но предал дела мира и состояние верующих на суд правды Отца небесного. О слушатели мои! Как ни велика любовь к нам Господа Иисуса, но если мы вместо того, чтобы быть в числе искренне верующих, останемся в числе чад мира грешного, любовь Его, уважающая права Правды вечной, предаст наше нечестие на суд строгой правды. А вы знаете, как страшно грешнику быть в руках неумолимой правды Божией.
И сказах им имя Твое, и скажу, да любы, ею же Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (Ин.17:26).
Недолго Любовь небесная останавливает взор свой на несправедливости мира, ей тяжела несправедливость. Она спешит обратиться к верующим в Нее. Сладчайший Спаситель объявляет новое обещание для верующих в Него. Он говорит, что открыл Он верующим имя Отца небесного и еще откроет, они видели Отца в Сыне и скоро еще яснее, еще более увидят. Обетование сие торжественно исполнено в день Пятьдесятницы ниспосланием Святаго Духа. Тогда они со всею ясностию увидели Сына во Отце и Отца в Сыне. У Сына Божия все дивно. Человеческие наставления не оканчиваются ли обыкновенно только расширением познаний? Наставление, которое обещает преподать Господь Иисус верующим, не таково: оно дано будет с тем, да любы, ею же возлюбил Отец Сына, в них будет и Сын в них. Что же такое любовь Отца к Сыну, пребывающая в нас? Это есть та любовь, которая для заслуг Сына творит нас участниками даров Духа Святаго. Итак, новое откровение о Боге-Отце не ограничится одним расширением познаний в уме; Дух благодати, плод любви Бога-Отца к Сыну, имеет постоянно обитать в душе верующей, займет Собою все силы ее и будет живительным началом деятельности душевной; любовь Божия к людям будет открываться в душе любовию души к Богу, или, как говорит Апостол Павел, любы Божия обдержит нас, суждших сие, яко аще един за всех умре, то убо вси умроша (2Кор.5:14).
О Любовь божественная! Да исполнятся в нас Твои дивные желания! Знаем, что если не исполнятся они, то только от нас самих, от нашего невнимания к своей вечной участи, от нашей несмысленной холодности к своему спасению. Озари ум наш светом Твоим, согрей сердца наши любовию к благой Твоей воле о нас, Спаси нас, Спасителю наш, по единой Твоей благости к нам, да поем Тебе во времени и в вечности: Аллилуия. Аминь.