Проповеди на праздники:


Освобождение апостола из уз и продолжение его благовестия

Повествование Деян. не доведено до смерти ап. Павла. Оно кончается (Деян.28:30–31) на двух годах его проповеди в римских узах. По истечении этих двух лет в его судьбе наступила какая-то перемена. Она была известна Дееписателю, который и выразил её аористной формой ἔμεινεν в Деян.28:30. Ἔμεινεν нельзя переводить, как это сделано в русском синодальном переводе: «жил». Правильный перевод был бы «прожил» или «пробыл». Какая была эта перемена, Дееписатель не говорит. Но мы имеем все основания понимать её как освобождение. У древнейшего римского писателя, св. Климента Римского (90-е гг. I в.), сохранилось сведение, что ап. Павел дошёл до пределов Запада (1 Послание 5:17). Для римского писателя пределом Запада не мог быть Рим. Он, несомненно, имел в виду Испанию. О путешествии ап. Павла в Испанию говорили и позднейшие отцы. Их слова могут казаться отзвуком того, что сам Павел писал о своих планах в Рим.15. Но через тридцать лет после смерти Павла, и притом в самом Риме, должно было сохраниться местное предание. С другой стороны, если ап. Павел действительно был в Испании, он не мог там быть ранее своих уз. Прежде чем поехать в Италию и в Испанию, Павел должен был посетить Иерусалим. Но мы знаем, что в Иерусалиме, очень скоро по своем прибытии, ап. Павел был заключён в узы. Если мы принимаем свидетельство св. Климента в предлагаемом его толковании, мы приходим к неизбежному выводу, что узы ап. Павла, о которых повествуется в Деян., закончились его освобождением. Внимательное чтение Посланий из уз показывает, что апостол ждал освобождения. Об этом ожидании он пишет и филиппийцам (ср. Фил.1:25, 2:24), и Филимону (Филим.1:22). Кроме того, целый ряд фактических указаний Посланий к Тимофею и к Титу, для которых нет места в рамках Деян., получают своё объяснение при условии освобождения апостола.


Проповеди на праздники:

Наверх