Особенности Посланий ап. Павла из уз
Но узы ап. Павла имели не только то значение, что открыли новое поприще для его миссионерских трудов. Даже поверхностное знакомство с Посланиями его из уз (Еф., Флп., Кол., Филим.) показывает, насколько они отличаются от его ранних Посланий. В середине XIX в. ученые критического направления (представители так называемой тюбингенской школы с Ф. Х. Бауром во главе) отрицали на этом основании подлинность Посланий ап. Павла из уз. В настоящее время большинство даже либеральных учёных от этого мнения отказались. Главной особенностью Посланий из уз является развитое христологическое учение. Ап. Павел останавливается в этих Посланиях с такими подробностями, в какие он не вдавался раньше, на учении о лице Господа Иисуса Христа, о Его Божественном достоинстве, о Его уничижении в воплощении, о Его прославлении (ср. особенно Фил.2:6–11; Кол.1:15–20; Еф.1:19–23 и др.). Христологическое ударение Посланий из уз было вызвано историческими условиями момента. Это было время начала гностицизма. Опасность гностицизма заключалась в ложном учении о Христе. Эта опасность сказалась, напр., в Колоссах, где в представлении лжеучителей ангелы, связываемые с небесными стихиями, как бы заслоняли Христа, заставляли забывать о том единственном месте, которое принадлежит Ему (ср. Кол.2:8–10 и др.). Ложному учению о Христе было необходимо противопоставить истинное. Этой объективной потребности и отвечала христология Посланий из уз. Но ап. Павлу тайна учения о Христе открылась в его страдании за Христа. Он и раньше знал, что идёт в своем служении путем Христовым (ср., напр., Гал.6:17; 2Кор.4:10–11). В узах апостола это страдание за Христа достигло высшей точки. Он понимал то значение, которое имели его узы: в подписи под Посланием к Колоссянам он предпослал обычному пожеланию благодати и такой призыв: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Страдая за Христа, он радовался страданию: ему казалось, что он в прошлом недостаточно пострадал. Этот недостаток восполнялся в его узах (ср. Кол.1:24). Для тех, кого ап. Павел окормлял своим служением, его узы имели то значение (там же; ср. еще Еф.3:1,13), что в страдании за Христа ему было дано высшее откровение, и содержанием этого откровения была тайна Христова (Кол.1:24, 2:3; Еф.3:3–9). Тайну Христову, которая стала ему доступна в узах, ап. Павел и поведал в своих Посланиях из уз в ответ на гностические лжеучения.