Особенности плана Лк.

Лк., несомненно, во многом отличается от первых двух синоптиков. Это касается, прежде всего, плана. В частях повествовательных Лк. по содержанию часто совпадает с Мк., а в изложении учения Христова – с Мф. Но общий с другими синоптиками материал расположен у Луки иначе, чем у его предшественников. Эта особенность Лк. особенно выступает при сопоставлении его с Мф. Большие речи Мф. разложены в Лк. на их составные части. Так, Нагорная проповедь Мф.5–7 имеет параллель не только в Лк.6:20–49, но и в отдельных поучениях Христовых, попадающихся до Лк.16 включительно и отнесенных к другому историческому контексту. Главное нововведение Луки есть то внимание, которое он уделяет последнему пути Христову из Галилеи в Иерусалим. Он посвящает ему большой отрывок Лк.9:51–19:28, тогда как в Мф. с полной ясностью говорится о пути только в Мф.19 и Мф.20, а в Мк.– в Мк.10. В плане Лк. повествование о пути составляет его вторую часть, по объему наиболее значительную. В этих новых рамках материал общесиноптический, в сочетании с другим, составляющим достояние одного Луки, собирается в новые группы поучений, в которых нетрудно бывает уловить объединяющие их основные мысли (ср., напр., Лк.14:25–16:31 и отдельные параллели в Мф.10:37–38, 5:13 = Мк.9:50; Мф.18:12–14, 11:12–13, 5:18; Мк.10:11, 12).

Сказанное касается плана. Но особый интерес представляет именно этот новый материал, который только в Лк. стал духовной пищей широких кругов верующих.


Наверх