Особенности Еф.
Возникновение Послания к Ефесянам выдвигает историческую проблему. Либеральные исследователи долго отказывались признать его подлинность. В настоящее время это отрицание слышится всё реже и реже. Но встает другой вопрос: кто были первые читатели Еф.? Дело в том, что Еф., в ряду Посланий ап. Павла, отличается наименее личным характером. В частности, в нём совершенно отсутствуют поименные приветы. Это представляется тем более неожиданным, что ап. Павел пробыл в Ефесе, в дни своего третьего путешествия, более трёх лет, и его общение с Ефесской Церковью было самым тесным. С другой стороны, известны некоторые рукописи Послания, которые не имеют слов ἐν Ἐφέσῳ («в Ефесе») в Еф.1:1. Эта форма текста была известна и некоторым древним писателям. И, наконец, в каноне Посланий ап. Павла, который принимал известный еретик Маркион, Еф. не упоминается вовсе, зато упоминается Послание к Лаодикийцам. Отсюда возникает мнение, что Еф. было известно ему как Послание к Лаодикийцам. Это мнение едва ли основательно. Тем не менее очень многие исследователи склонны считать Еф. циркулярным, писанным не только к Церкви Ефесской, но и к другим Церквам. При таком решении проблемы Еф., его традиционное надписание как Послания к Ефесянам объяснялось бы тем, что все последующие копии были сделаны с экземпляра Ефесской Церкви. Но возможно и другое. Еф. не вовсе лишено личного характера (ср. Еф.1:15, 3:13 и др.). Что же касается поименных приветствий, то они встречаются именно в тех Посланиях ап. Павла, с которыми он обращается к Церквам, лично ему неизвестным, каковы, напр., Церковь Римская (ср. Рим.16) или Церковь Колосская (ср. Кол.4:15). Приветствуемые члены Церкви, знакомые Павлу лично или понаслышке, были как бы живым мостом между ним и той Церковью, к которой они принадлежали. Приветствовать поименно всех членов Ефесской Церкви, с которой у Павла было теснейшее личное общение, было фактически невозможно: список имён мог бы оказаться длиннее самого Послания. Но Ефесская Церковь очень рано заняла влиятельное положение в христианском мире и, прежде всего, в Асии. Послание, обращенное к Церкви Ефесской, не могло не стать тотчас же известным и другим Церквам в Асии. Строго говоря, все Послания ап. Павла были циркулярными. Это вытекает, напр., из указания Кол.4:16. Апостол распоряжается, чтобы Послание к Колоссянам было прочитано в Лаодикии, а Послание к Лаодикийцам – в Колоссах. Послание, писанное к одной Церкви, читалось и в других Церквах. Только таким образом и мог составиться сборник Посланий ап. Павла и получить всецерковное значение. Если все Послания ап. Павла были циркулярными, то Послание, обращенное к Ефесской Церкви, не могло не быть им по преимуществу перед всеми другими. Это было неизбежным следствием того влияния, которым пользовалась Ефесская Церковь. Вполне допустимо, что на некоторых списках Еф., обращавшихся среди других Церквей, надписание «в Ефесе» и не было воспроизведено.