Основные акценты в учении о Царстве Божием
В Галилее проповедь Христова имела практическое ударение. Благовествуя Царство, Господь говорил о нравственных условиях стяжания Царства. Притчи о сокровище, скрытом в поле, и о жемчужине, сохраненные евангелистом Матфеем (Мф.13:44–46), в систематической сводке приточного учения Христова не имеют параллелей у других евангелистов, которые позволили бы нам приурочить их к определенному историческому моменту. Общее ударение этих притч позволяет относить их к первому, галилейскому, периоду. Своим ударением они говорят о несравненной ценности Царства, превышающей ценности земные и оправдывающей, ради стяжания Царства, всякие, даже самые тяжелые, жертвы. Об этом же говорит притча о сеятеле, которой открывается учение Христово притчами у всех трех синоптиков (Лк.8:4 и сл., Мк.4:1 и сл., ср. Мф.13:1 и сл., где, в систематическом изложении, притча о сеятеле есть первое звено в длинной цепи притч). Тема притчи о сеятеле есть неодинаковая судьба посеянных сеятелем семян. Одни, по разным причинам, остаются бесплодными. Другие приносят плод, и плод этот тоже неодинаковый. Неодинаковая судьба имеет значение напоминания. Притчей о сеятеле Господь в начале Своего галилейского служения зовет к полноте плодоношения. Семя есть слово Божие (Лк.8:11), которое может принести плод, но может и остаться бесплодным в душе человека. Слово Божие в контексте Евангелия есть слово о Царстве (ср. Лк.8:1, 10; Мк.4:11; Мф. 13:11 и все последующие притчи о Царстве, Мф.13:24 и далее, см. выше). Ценность Царства единственная и несравненная требует всецелого усилия для стяжания Царства. Конкретные условия стяжания Царства, как они выражены в галилейской проповеди Христовой и получили запечатление в Евангелиях синоптических, относятся к области отношений нравственных и сообщают всей галилейской проповеди практическое ударение.