Оправдание верой (Рим.3:21–31)

Из факта всеобщности греха апостол делает вывод, что и путь оправдания должен быть общий для всех. Этот общий путь есть путь веры. Отрывок Рим.3:21–31, в котором этот тезис развивается, есть центральный догматический отрывок в первой части Послания. Мысли ап. Павла могут быть сведены к следующим основным положениям. Первое: в основании спасения лежит объективный момент – явление благодати Божией в искупительном подвиге Христовом (ср. Рим.3:24–25). Но к этому объективному факту – и тут мы переходим ко второму положению – человек приобщается верой (ср. Рим.3:22 и др.). Человек верой приемлет благодать. В богословии ап. Павла понятие веры соотносительно с понятием благодати. Благодать, по самому своему существу, есть дар, благой дар (Рим.3:24: δωρεάν – «даром»). Со своей стороны, и вера противополагается делам закона. Где вера, там нет места для юридического принципа: do ut des. Бог по благодати даёт. Человек по вере принимает: принимает, отдаваясь в вере Богу. И, наконец, третье положение: спасение как усвоение благодати верой есть явление правды Божией (ср. Рим.3:21–22, 24–26, 28, 30). Правда Божия является в тех двух её аспектах, о которых была речь выше. Комментируя Рим.1:16–17, мы предвосхитили учение Рим.3:26. Но в Рим.3 ударение лежит не на объективной стороне, не на явлении правды Божией как высшего идеала добра, а на приобщении к правде Божией человека, в частности, на оправдании (ср. Рим.3:24–28, 30). Позволительно, однако, утверждать, что апостол думал при этом и об откровении правды Божией как некоей объективной реальности. В Рим.3:23 он говорит о лишении славы Божией как общем для всех следствии греха. Под славой Божией большинство толкователей понимают ту светоносную славу Божию, которую, по иудейскому представлению, Адам имел до грехопадения (ср. в 2Кор.3:7–13 о славе Моисея). Оправдание как изглаживание греха предполагает восстановление утраченной славы. Оно совершится в полноте в жизни будущего века, но начало ему полагается уже ныне как некое самооткровение Божие в человеке. Это самооткровение Божие и есть явление объективной реальности в оправдании человека.


Проповеди на праздники:

Наверх