Одна из причин, по которым мы наживаем себе врагов
Главнейшая из причин, по которым мы наживаем себе врагов, есть наше самолюбие. Оскорбил нас ближний, не уживается с нами – мы только и слагаем всю вину на него; а рассудить хладнокровно о враге или на самих себя оглянуться нам и в голову не приходит. «Он делает мне зло, он худой человек; с ним невозможно ужиться», – обыкновенно говорим мы про врага; а помыслить о том, что, может быть, и в нас кроется причина тому, что человек сделался нам недругом, или рассудить, что и в нас самих, может быть, даже несравненно больше зла, чем в нашем враге, или, что мы, как христиане, должны прощать друг друга, – до этого нам и дела нет. Оттого мы и не избавляемся от врагов, а, напротив, умножаем их.
Один инок спросил Великого Варсонофия: «Отче, брат все наперекор мне делает; для меня это невыносимо; как мне быть?» «Брат Андрей, – отвечал ему старец, – дивлюсь твоему неразумию. Неужели ты забыл, что у дьявола только и заботы, как бы искусить кого? Помни, что мы, как не можем осуждать тех, которые падают в грехи, так равно не можем обвинять и возмущенных против нас дьяволом. Но при этом знай, что и сам ты не чужд козней сатаны, потому что про себя ничего худого не говоришь, а только жестоко отзываешься о ближнем. Что брат сделал против тебя, ты рассказал, а о своих грехах умолчал. Ты бы прежде должен подумать о смирении и себя вменить ни во что, а не рассуждать о том, кто должен быть выше и кто ниже. Если ты считаешь себя совершенным в монашестве и лучшим из правящих службу на клиросе, то тут-то тебе и нужно бы, как сильному, поддержать слабого и показать свое смирение пред худшим тебя. Чаще нужно приводить себе на память Лазаря и то, сколько он терпел без ропота, с покорностью воле Божией».
Поэтому, как в отношении и ко всем, а тем паче к врагам нашим, мы должны быть рассудительны. Положим, что и подлинно ближний наш виноват против нас, но что из этого? Неужели же за обиду мстить ему или злословить его и осуждать? Нет, мы должны почитать это великим грехом и, чтобы удержаться от такого греха, должны подумать, во-первых, о том, что брат наш не ангел, а человек; во-вторых, что и сами мы постоянно виновны и перед Богом, и перед некоторыми из наших ближних, и в-третьих, что зла злом нам никогда не остановить и что наоборот, даже худой мир лучше доброй брани. Наипаче же будем помнить заповедь Господа и обещание милости за прощение оскорблений и обид ближним нашим, со всем усердием стараться побеждать благим злое, а не быть побеждаемыми злом. Будем молиться за своих врагов, чтобы милосердый Бог Своей благодатью научил их миролюбию и отвел от пути греха. Аминь.