Одиннадцатый день. Поучение 1-ое. Св. Феофан начертанный
(Что такое православие?)
I. Св. Феофан, память коего совершается сегодня, родился в Аравии, а благочестию и разумению св. писания научился в лавре св. Саввы. Как знающий истины православной веры и образованный человек, Феофан, вместе с братом своим Феодором, был послан иерусалимским патриархом в Константинополь «на защиту православия» против иконоборцев. Здесь-то вместе с братом своим он претерпел жестокие мучения от императора Феофила, который приказал бить их толстыми ремнями, а потом повелел написать на лицах их раскаленным железом срамные стихи. «Пиши, что угодно; пред страшным Судиею сам прочтешь твое писание», сказали братья. Стихи были начертаны на лицах и с того времени братья Феодор и Феофан стали называться «начертанными». С начертанием на лице Феофан, после восстановления почитания св. икон, был митрополитом никейским, сочинил много богослужебных канонов и скончался мирно.
II. Мы видели, братия, что св. исповедник Феофан претерпел великие страдания за истину православия, которое требовало и требует воздавать должное почитание св. иконам. И многие св. мужи – святители, пресвитеры и диаконы, а также великий сонм св. мирян терпели оскорбления, темничные заключения, мучения и самую смерть, отстаивая истины православия в борьбе с язычниками и еретиками.
Что же такое православие, которое так дорого для всех истинных христиан, без которого нам не войти в царствие Божие?
Побеседуем об этом весьма важном предмете в настоящий раз.
а) Православие, на сколько можно ответить на этот трудный вопрос христианского учения, в основе своей есть, во-первых, повиновение Богу, когда человек смиряет свой разум пред высшим откровением и приемлет его верою. Послушание сие руководится мыслию: Господь Сам сказал, что же я могу тут от себя прибавить? В словах Господних не может быть ни ошибки, ни недомолвки; если чего ясно не открыто, нам, во всяком случае, не распознать. Послушание веры преисполнено чувств искреннейшего благоговения к словам Господним. Сказал Господь о Святом Духе: «Иже от Отца исходит» (Ин.15:26), мы и исповедуем вместе с церковию: верую и в Духа Святаго... «Иже от Отца исходящаго». Сказал Господь о Своей крови: «пийте от нея вси» (Мф.26:28), чаша жизни и преподается всем и не только взрослым, но и младенцам.
б) Во-вторых, православие есть послушание церкви, когда мы не полагаемся на разум свой или других людей в истолковании богооткровенного учения, а слушаемся ее гласа и учения и всем сердцем вверяем себя ее водительству. Вместе с сим и по сему самому православие есть верность учению апостолов и отцев церкви, согласие со всею древнею церковию и единение с ныне пребывающею и духовно царствующею в мире церковию вселенскою. Посему, провозгласив вселенский символ веры, церковь торжественно восклицает: «сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Держась этой веры, христианин находится в единении с Богом, Источником бессмертной жизни; «порвав же живую связь с нею, он погибнет для жизни вечной».
Братие мои возлюбленные! Обратите ваше внимание на эти слова и не пропускайте их мимо вашего сердечного слуха!
в) Православие, далее, – это не только правое исповедание веры, но и правая жизнь. Православие, например, отвергает возникшее на почве католичества учение о добродетели, как некоей заслуге пред Богом; отвергает и протестантское (лютеранское) учение об оправдании одною верою, которое, после долгих перетолкований на западе, принес в наше отечество один самозванный учитель и предложил в понравившейся столь многим форме: «живи, как хочешь, только веруй, и все тебе будет прощено», как будто чистый елей веры может светло гореть в переполненном нечистотами сосуде. Православие не дает никакого послабления греху и страсти, твердо и настойчиво требует выражения веры в любви и добрых делах, прямо и ясно ставит вопрос о добродетели, как долге пред Богом, которого никогда человек не может совершенно выполнить. Посему, сколько бы ни подвизался праведник в делании добра, он почитает себя, по слову Господню, рабом неключимым и, падая ниц пред св. чашею Жизни, искреннейше сознает и называет себя первым из грешников.
г) Православие не только правая вера и жизнь, но и правильное, подобающее величию Бога, служение Ему. Иная обстановка православного храма, чем католического костела и немецкой кирхи, иные обряды, иное в богослужении. Там в западных, например, католическом и протестантском (немецком) вероисповеданиях искусство в живописи, в органной музыке все сделало, что могло, и дает нам минуты восторга, душа подъемлется, уносится куда-то далеко, далеко, уносится, и забывает человек, зачем пришел в этот храм, и молитвы в душе уже не стало; здесь, в православной церкви, умиляемся, потрясаемся до глубины души, падаем ниц пред Господом и молимся. Есть службы, подобных которым нет в других христианских исповеданиях, на которых однакоже сами иноверцы чувствуют соприкосновение земли и неба: укажем для примера дивную пасхальную службу.
Со стороны каждого человека требуется постоянное и неослабное наблюдение, точно ли он идет путем Господним, и неуклонное пользование теми благодатными средствами, которые даны нам по великой милости Искупителя мира.
Вот некоторые из правил для жизни желающего сохранить себя в православии. «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16:6). «Берегитесь лжепророков» (Мф.17:1). «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (Ин.4:1). «Все испытывайте, хорошего держитесь» (Ин.5:21). «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели» (Иоан. У, ст. 13).
Ш. Да поможет же нам Господь Бог сохранить безценное сокровище своей православной веры во всей полноте и чистоте по примеру препод. Феофана начертанного и др. св. подвижников, не щадивших не только своего здоровья или земных стяжаний, но и самой жизни в защите православной веры от язычников и еретиков, и да дарует Он нам дух премудрости и разума, дух страха и благочестия жить в святых и спасительных заповедях православия! Аминь.
18 октября 1896 г