Одиннадцатый день. Поучение 1-е. Св. ап. Варнава

Одиннадцатый день. Поучение 1-е. Св. ап. Варнава

(О дружбе).

I. Св. апостол Варнава, память коего совершается ныне, принадлежит к числу 70-ти учеников Христовых. Св. Варнава отправлен был своими родителями в Иерусалим к знаменитому в то время учителю Гамалиилу, и у него воспитывался вместе с св. ап. Павлом, тогда носившим имя Савла. Юноши: Иосия (так прежде назывался Варнава) и Савл, лучшие ученики первого в свое время законоучителя, одаренные богатыми способностями, оба ревностно искавшие просвещения, учась вместе, не могли не соединиться между собою тесною дружбою. Но по выходе из школы, Богу угодно было вести их разными путями. Савл долго оставался ревнителем отеческих преданий (Гал.1:13-14). Напротив, Иосия гораздо ранее познал Господа и уверовал в Него. Говорят, что дружба двух учеников продолжалась и по выходе из школы. Св. Варнава часто виделся с Савлом в Иерусалиме и всячески убеждал его обратиться к евангелию. Когда же Господь чудесно обратил Савла, Варнава привел его к апостолам и представил, как усердного проповедника евангелия.

II. По поводу св. дружбы ап. Варнавы с ап. Павлом побеседуем, братия, о христианской дружбе, которая в настоящее время стала, к глубокому прискорбию, весьма редка.

а) А между тем неисчислимы блага от истинной дружбы. Счастлив человек, имеющий истинного друга. Сын Сирахов говорит: «верный друг крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачество для жизни» (Сир.6:14-16). Подобное говорится в русских присловиях: «не имей ста рублей, а имей сто друзей. – Доброе братство милее богатства. – Друг денег дороже». Действительно, услуги верного друга неоцененны. Так, впадаешь ли ты в беду и горе? верный друг постарается выручить тебя из беды, подобно тому как Ионафан выручил друга своего Давида; верный друг не пожалеет своего спокойствия, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положение; верный друг, если не делом, то добрым советом, поможет тебе: ведь и добрый совет ко времени дороже золота; верный друг «одним участием» своим облегчит твое горе. Тяжело бывает горе, когда некому его высказать, не перед кем его выплакать, – но оно вполовину облегчается, или совсем исчезает, если есть близкое к нам существо, перед которым мы можем излить наше сердце и в сочувствии которого мы не сомневаемся. (См. кн. «Очерки хр. жизни», прот. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костр.).

б) Вот что такое дружба, и однако примеры дружбы, истинной, а не призрачной, – что держится до первой лишь размолвки – так редки.

От чего это? – Не от чего, как от упадка в нас веры и благочестия. Ибо, согласитесь, – какой можно ожидать верности от человека, для которого нет ничего святого на земле? Какого ждать уважения к святости дружбы от того, кто не привык никого и ничего уважать на свете и кто стоит только на своих лишь личных интересах, – каково между тем большинство людей в наше время? Дружба – это высшая степень любви. А среди нас и обычная-то любовь, всем от Христа заповеданная, насколько имеет места! Что же удивительнаго, если товарищество и ныне между нами процветает и – еще как! – а дружбы нет, и не видно и не слышно? Правда, зваться друзьями, и ныне многие зовутся; но это или «застольные друзья», которые когда тебе счастливится, то они второй ты, а – падешь, они же «против тебя, и спешат», по слову мудраго, «скрыться от лица твоего» (Сир.6:10 и д.), или – друзья только на худое.

То друзья – не друзья, а враги. «Искренний друг, говорит св. Максим, тот, кто в скорби, нужде и несчастии и во время искушения ближняго терпит с нами оныя, как собственныя, неизменно и великодушно». («О любви»).

в) Но если истинного друга так трудно найти, то как же надо дорожить другом, если такой уже найден и есть у кого! – «Друга ищи, а найдешь, – береги», заповедь наших дедов. «Не покидай старого друга», говорит премудрый Сирах. (Сир.9 гл.). «Своего друга и друга отца твоего не оставляй», учит Премудрый (Притч.27:10). Впрочем, надо заметить и то: если кому откроется надобность в разрыве дружбы, то надобно всегда это устроять так, чтобы разрыв последовал, на сколько возможно, без ссоры, без оскорблений, по дружески же. Почему знать: может быть твой друг лучше измениться пожелает, чем потерять твою дружбу? – Прекрасное на этот раз наставление дает нам, братия, преподобный Максим: «не будь скор на отвержение духовной любви. Кого вчера почитал за духовного брата и за добродетельнаго, не считай сегодня порочным и злым. Но, долготерпя любовию, вспомни вчерашния добрыя твои о нем суждения и отложи от души сегодняшнюю ненависть» (Нрав. Богосл. Платона преосвящ.).

III. Всячески же, – есть ли у кого друзья по сердцу, или нет, будем, братия, помнить, что у каждого из нас есть «Друг на небе», Друг единственный, несравненный и неизменный, Господь наш Иисус Христос. «Вы друзи Мои есте» (Его собственные слова), – «аще творите, елика Аз заповедаю вам» (Ин.15:14).

Кстати: вот и указатель вам, с кем можно, а с кем нет, заводить дружбу. Кто готов вместе с тобой благоугождать Господу Иисусу исполнением заповедей Его, с тем дружись. А кто не имеет к тому влечения и расположения, тот не может быть твоим другом. Аминь.

                                                                                                                                                                                                               17 июня 1896 г.



Наверх