Одиннадцатый день. Поуч. 1-е. Священномученик Влаcий
(О кротком обращении с животными).
I. Св. священномученик Власий, ныне прославляемый, по происхождению был грек; он жил в IV веке; за свою святую жизнь он был избран епископом г. Севастии. Еще при жизни он отличался кротостью и сострадательностью по отношению к животным и зверям, как домашним, так и диким. По причине гонения, епископ скрывался в пустыне; там молился и безмолвствовал; дикие звери приходили к нему и он, возложив на них руки, благословлял их, а больных из них исцелял. За это и звери по своему оказывали святому уважение: когда Власий молился, тогда звери стояли около пещеры его и не нарушали тишины молитвы. Скоро убежище его было открыто, и он взят был к допросу, после которого и был приговорен к смерти, как отказавшийся поклониться языческим богам.
Пред усечением главы, св. Власий молился Богу о всем мире и особенно о тех, которые будут совершать память о нем.
Светлое облако осенило мученика и послышался голос Господа Иисуса Христа: «исполню все прошения твои, возлюбленный подвижник Мой»!
И в нашей православной России празднуется память священномученика Власия. Его издавна считают покровителем рогатого скота и служат ему молебны при выгонах на пастбище и во время болезни животных.
II. Пример св. священномученика Власия, кротко обращавшагося с животными, научает и нас, братие, с кротостью и с состраданием обращаться с нашими домашними животными.
а) В слове Божием читаем: не заграждай рта волу, когда он молотит (Второзакон. XXV, 4). Есть у тебя скот? наблюдай за ним, и если он полезен тебе, то пусть останется у тебя (Сирах.7:24).
б) И св. церковь тоже молится об умножении скотов и сохранении их здоровья: «благослови стадо скотов и умножи их, и избави от губительного недуга», читает священник в молитве при выгоне на пастбище.
в) Не ту же ли необходимость заботиться о домашней рабочей скотине внушает нам и здравый наш разум? не подсказывает ли он нам, что всякий скот, и животное, и птица – творение Божие, а потому ни ты, ни я, ни другой не имеем права обижать, мучить и морить их. Притом скоты и животные могут жить и без нас (наприм. дикия); Бог их питает и хранит. Но земледелец не может жить без помощи скота. Лошади и волы обрабатывают землю и перевозят тяжести, овцы дают теплую одежду, коровы пищу и обувь. Как же поднимутся у тебя, жестокий хозяин, руки на Божие создание, тебе же нужное и полезное? Не значит ли то, что, когда ты мучишь, моришь голодом и бьешь животных, ты, оскорбляя Творца и Господа всякой твари, разрушаешь свое собственное благосостояние?
г) Если прислушаться к голосу нашего сердца, и оно подскажет нам жалость, сострадание и участие к безответным, не разумным и вместе с тем почти даровым нашим работникам – лошадям. Вспомним их труды, и тяжести, и терпение. Ведь они – крылья и сотрудники земледельца. - И за все это они не требуют от него ни платы, ни одежды, ни обуви, а лишь соломы и сена, и немного овса.
д) Приведем и пример из жизни святых. Вот преподобный отец Герасим иорданский любил скотов и зверей, кормил их, ласкал и лечил. Однажды в Великий Пост, ходя по пустыне иорданской, он встретил льва с больною, от занозы отекшею, ногою. Св. старец вынул из ноги занозу, очистил и обвязал рану полотном, и отпустил зверя. Но лев, как бы в благодарность, не отходил от благодетеля и шел за преподобным. С того времени он кормил зверя и приказал ему караулить осла, возившего воду на нужды монастыря. Когда осел был украден, то лев охотно исполнял обязанности осла, возя воду в монастырь.
По смерти своего благодетеля, преп. Герасима, благодарный лев долго тосковал, рычал по нем и на могиле его издох. (Ч.-М. 4 марта).
III. Итак,, все научает нас оставить жестокость и суровость в обращении с нашими домашними животными и обращаться с ними с кротостью и жалостью. Аминь.
17 февраля 1896 г