Обязанности по отношению к властям (Рим.13:1–7)
В Рим.12:9 апостол переходит к частностям. Он даёт конкретные наставления, не думая о системе. Но все они объединены проникающим их духом любви. Они и поставлены под знак любви с первого же слова. В Рим.13:1–7 Павел особо останавливается на обязанностях к властям. Павел был римский гражданин. Он ценил это звание (ср. Деян.16:37 и сл., Деян.22:25 и сл.). Мы помним, что он сам апеллировал к кесарю (Деян.25:11). И Дееписатель Лука, его верный ученик, постоянно подчеркивал его лояльность по отношению к государственной власти (ср. Деян.17:6–9, 18:12–17 и др.). К такой же лояльности он призывает и своих римских читателей. Для ап. Павла носители власти – служители Божии. Одно время думали, что употребляемое им выражение λειτουργοὶ Θεοῦ (Рим.13:6) имеет сакральное значение. В настоящее время это понимание встречает возражения. Но общая мысль отрывка от этого не меняется. Время, когда ап. Павел писал Рим., несомненно, благоприятствовало такой оценке римской государственной власти. Это было в начале правления Нерона (Quinquennium Neronis), когда императорская власть стояла на достаточной высоте. К концу века положение переменилось. Для тайнозрителя в Апокалипсисе, Рим есть Вавилон, великая блудница (Откр.17), и память о Нероне даёт материал для образа зверя (Откр.13:18, 17:8–11). Но и в эпоху начавшихся гонений ап. Петр призывал христиан оказывать послушание носителям власти (1Пет.2:13 и сл.). Христианство никогда не призывало к политической или социальной революции. В Рим.13:8–14 Павел подводит итог тем наставлениям, которые составляют первый отдел практического учения Рим. Он говорит о стимуле нравственного поведения и опять особое ударение полагает на любви (Рим.13:8–10). Стих Рим.13:10 почти буквально повторяет Гал.5:14.