Проповеди на праздники:


Обвинения на суде у Пилата. Символический смысл событий

Иисус был препровождён Синедрионом на суд Пилата по обвинению в политическом преступлении: возмущении народа, призыве не платить подать кесарю и усвоении Себе достоинства Христа-Царя. С такой исчерпывающей точностью сформулировано это обвинение в Лк.23:2. То же, хотя и менее ясно, говорят и другие евангелисты (ср. Мф.27:11; Мк.15:2; Ин.18:33). В своей политической части обвинение было неоправданное. Его заведомая недобросовестность вытекает хотя бы из ответа Иисуса на искусительный вопрос о подати кесарю. Но политическое обвинение было необходимо, чтобы получить от Пилата утверждение приговора. И Пилат после ряда колебаний, о которых свидетельствуют евангелисты, послал Иисуса на смерть как претендента на мессианское достоинство, т. е. как политического преступника. Это ясно, прежде всего, из надписи на кресте, которая по самому своему смыслу содержала указание преступления (Мф.27:37; Мк.15:26; Лк.23:38). В Ин. спор о надписи показывает только то, что у Пилата было желание этой надписью уязвить иудеев, вынудивших от него беззаконный приговор (Ин.19:19–22). И евангелисту была дорога эта формула, как выражение догматической истины. По существу, Пилат не мог не принимать формулу первосвященников: конечно, не Царь, а претендент на царское достоинство. Замечательно и то, что Пилат, делая попытку освободить Иисуса, был поставлен перед альтернативой, кого отпустить – Иисуса или Варавву (Мф.27:15–26; Мк.15:6–15; Лк.23:17–25; Ин.18:39–40). Для евангелиста Иоанна противоположение Иисуса и Вараввы было, как нам может казаться, противоположение Праведного, Человека в идеальном значении этого слова (ср. Ин.19:5), и злодея: «был же Варавва разбойник» (Ин.18:40). Но из более конкретных указаний синоптиков вытекает, что Варавва был политический преступник. По свидетельству евангелиста Марка, Варавва был в узах вместе с другими мятежниками, которые во время мятежа совершили убийство (Мк.15:7; Лк.23:18–19, 25). Заслуживает внимания, что и слово λῃστής (по-русски: «разбойник»), употреблённое в Ин. и имевшее для его Ефесских читателей – так же, как и для нас – общее значение, было техническим термином, который применялся в Палестине к вооруженным противникам римской власти, обычно называвшимся «зилотами». Пилату предстояло сделать выбор между двумя обвиняемыми в политическом преступлении. Агитация Синедриона в народе заставила его сделать выбор в пользу Вараввы. Эпизод Вараввы ещё раз подтверждает, что Иисус был предан суду Пилата и осужден Пилатом на смерть по обвинению в политическом преступлении. Такова формально-юридическая сторона вопроса. Однако для того, чтобы понять, как дошло до приговора, надо постараться войти в психологию Пилата. Евангелисты дают нам для этого достаточный материал.


Проповеди на праздники:

Наверх