Обстоятельства написания 2Кор. и общий план Послания
Когда Тит сообщил ап. Павлу о тех благоприятных последствиях, которые имело в Коринфе строгое послание, он решил отправить Тита с новой миссией в Коринф и вручил ему наше 2Кор. Это с несомненностью вытекает из отрывка 2Кор.8:16–24. Совершенно ясно, что в нём апостол рекомендует подателя Послания, а формы прошедшего совершенного (ср. 2Кор.8:17, 18–22) надо понимать в смысле аористов эпистолярных. Древний человек, когда посылал письмо, становился на точку зрения получателя. Для получателя в тот момент, когда он читал письмо, действия отправителя, которые он совершал, посылая письмо, были уже в прошлом. 2Кор. имело своей целью закрепить тот благоприятный перелом в настроении коринфян, который был достигнут строгим посланием. Поэтому главная часть Послания (2Кор.1–9), очевидно обращённая к Коринфской Церкви в целом, отличается мягкостью тона. В ней звучит горячая любовь апостола к изменявшей ему Церкви (см., напр., 2Кор.6:11–13, 7:3–4). В эту часть входят и две главы (2Кор.8–9), посвящённые вопросу о сборе в пользу Иерусалимской матери-Церкви. Мы не можем отрешиться от впечатления, что Павел придавал особое значение привлечению Коринфской Церкви к большому общецерковному начинанию. С другой стороны, в 2Кор.10–13 звучат строгие ноты (ср. 2Кор.10:1–2, 6, 12:20–21, 13:1–2, 10 и др.). Строгость не исключает и любви (ср. 2Кор. 11:2; 12:14, 15 и др.). Но можно думать, что в общине, которая возвращалась на путь добра, агитаторы ещё продолжали свою разрушительную работу, и предостережение 2Кор. 10–13 направлено против них. Весьма вероятно, что и 2 Кор. не достигло своей цели, как её не достигло 1 Кор. Как уже было указано, возмущение иудеев против ап. Павла, имевшее место в Элладе и отмеченное в Деян.20:3, могло быть последствием той же иудаистической агитации. Если это предположение правильно, мы вынуждены заключить, что замирение, достигнутое строгим посланием, было непрочно. 2 Кор. его не закрепило, а новое посещение ап. Павлом Коринфской Церкви окончилось для него новым огорчением. Впоследствии отношения были, вероятно, восстановлены (ср. 2Тим. 4:20). Но остаётся под вопросом даже факт участия коринфян в помощи Иерусалимской Церкви, того участия, которого Павел так упорно добивался. Нельзя не отметить, что в Деян.20:4 представители Коринфской Церкви не упоминаются. Если свита Павла состояла из делегатов Церквей, назначенных присутствовать при передаче денег, отсутствие коринфян может быть показательным. Но каков бы ни был успех 2Кор., Церковь имела достаточные основания дать ему место в священном каноне Нового Завета. Не говоря уже о том, что это очень личное Послание содержит много данных о жизни ап. Павла и ценнейшие материалы для его характеристики, которые были использованы и нами. Павел касается в нём и догматических вопросов чрезвычайной важности (ср., напр., 1Кор.3–4) и в целом раскрывает сущность апостольского служения, которое покоится на любви и осуществляется с властью.