Проповеди на праздники:


Обстоятельства и время написания Еф., Кол., Фил., Филим.

Четыре Послания ап. Павла – к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам и к Филимону – были написаны им в узах. Это ясно из повторных указаний на узы, которые встречаются в этих Посланиях (ср. Еф.3:1, 4:1, 6:20; Фил.1:7, 12–17; Кол.4:3, 10, 18; Филим.1:1, 10, 13, 23). Группа Посланий из уз разделяется на две неравные части. Три Послания: Еф., Кол. и Филим. – были посланы одновременно. Колоссы находились неподалеку от Ефеса, и Послание к Колоссянам было отправлено с тем же Тихиком (ср. Кол.4:7–8), который был подателем и Послания к Ефесянам (ср. Еф.6:21–22). С другой стороны, вместе с Тихиком ехал Онисим (ср.: Кол.4:9), ради которого было написано Послание к Филимону (ср. Филим. 1:10 и сл.). Совпадают и другие имена, упоминаемые в этих двух Посланиях. Таково имя Архиппа (Кол.4:17 и Филим. 1:2) и имена тех, кто поручил Павлу передать их привет колоссянам (ср. Кол.4:10, 12, 14) и Филимону (ср. Филим.1:23). Мы приходим к неизбежному выводу, что Филимон был членом Колосской Церкви. Что же касается Послания к Филиппийцам, то его подателем был Епафродит (ср. Фил.2:25–30, где аористы в Фил.2:25–28 должны быть понимаемы как эпистолярные аористы). Географически Филиппы в Македонии были отделены большим расстоянием от Ефеса и Колосс в Малой Азии.

О том, что все четыре Послания были написаны апостолом Павлом в узах, было сказано выше. Но своего местопребывания он не называет ни в одном Послании. Между тем, после недолгого заключения в Иерусалиме, Павел провёл больше двух лет узником в Кесарии (Деян.24:27 и сл.), а последнее слово Деян. (Деян.28:30–31) есть свидетельство о двухлетнем пребывании апостола в римских узах. Спрашивается, к какому же моменту заключения ап. Павла относится составление Посланий из уз и не были ли написаны Фил., с одной стороны, и прочие три Послания, с другой стороны, не только в разное время, но и в разных местах? Во все времена преобладающим в науке мнением было, что все четыре Послания были написаны в Риме. Тем не менее отдельные голоса высказывались и высказываются в пользу Кесарии, – в частности, для Послания к Филиппийцам: упоминание претории в Фил.1:13 сопоставляется с указанием Деян.23:35: Павел содержался в Кесарии в Иродовой претории. Решающего значения этому сопоставлению придавать нельзя: слово «претория» может иметь разный смысл: в Деян. (как и в Евангелии, ср. Мк.15:16 и др.) оно обозначает резиденцию прокуратора, а в Фил., по всей вероятности, преторианскую гвардию. В самые последние годы была выдвинута новая теория, постулирующая узы ап. Павла в Ефесе во время его третьего путешествия. По мнению её защитников, Послания ап. Павла к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону были написаны им в Ефесских узах. В Деян. эти узы не упоминаются. Это одно ещё не является возражением против упоминаемой нами теории: мы знаем, что повествование Дееписателя о третьем путешествии ап. Павла отличается пробелами, и, если бы не отдельные намеки 2Кор., трагедия, пережитая ап. Павлом в Коринфе, осталась бы нам неизвестной. Тем не менее совокупность научных данных, которыми мы располагаем, говорит в пользу традиционного мнения о составлении Посланий из уз в Риме. Эти данные следующие.

Во–первых, из Фил.1:25–26 и Фил.2:24, и Филим.1:22 с несомненностью вытекает, что ап. Павел, отправляя эти Послания, ожидал скорого освобождения. По свидетельству Деян.24–25, его заключение в Кесарии безнадёжно затянулось. Не видя иного выхода, он апеллировал к кесарю (Деян.25:11). В Риме ему и было естественно ожидать освобождения. Второе соображение: Онисим был обращён Павлом в узах (ср. Филим.1:10). Онисим был раб, который сбежал от своего хозяина, Филимона. Беглые рабы часто скрывались в Риме. Они бесследно исчезали в массе столичного пролетариата. И, наконец, последнее. Указание на узы в Фил.1:13 мы понимали буквально и под Преторией разумели римскую преторианскую гвардию. Это толкование заставляет думать о Риме. Правда, Иродова претория в Деян.23:35 есть дворец, и, если бы указания Фил.1:13 надо было толковать в этом же смысле, оно не было бы основанием в пользу написания Послания в Риме. Равным образом и указание Фил.4:22 на «кесарев дом», которое надо понимать не в смысле императорской семьи, а, вероятно, в смысле императорской челяди, не обязательно относится к Риму: у кесаря были рабы не только в Риме. Но первая мысль – о Риме. Два замечания Фил.1:13 и Фил.4:22, взятые вместе, взаимно друг друга подкрепляют. Приведенные основания представляются достаточными для того, чтобы считать все Послания из уз написанными в Риме. Мы видим, что они относятся к Фил., с одной стороны, и к Филим., с другой стороны, одновременно с которым были написаны Еф. и Кол. В каком порядке были написаны Послания из уз, мы не знаем. Были ли сначала написаны Еф., Кол. и Филим., а затем Фил., или наоборот, сказать трудно. В науке приводились основания в пользу того и другого порядка. Но этот вопрос не имеет большого значения. По внутренним особенностям, все четыре Послания представляют собой одно целое.


Проповеди на праздники:

Наверх