Община учеников как начало Церкви
Организация учеников не ограничивается сообщением им молитвенного правила. Союз учеников вокруг Учителя все более и более оформляется как союз Церкви. Начало организации относится, как мы видели, еще к галилейскому периоду. Мы разумеем выделение Двенадцати и привлечение их к служению. Термин «Церковь» (ἡ ἐκκλησία) встречается только в Мф. В первый раз, в ответе Господа на исповедание Петра (Мф.16:18) он относится к Церкви Вселенской. При вторичном его употреблении (Мф.18:17), современные толкователи склонны ограничивать его Церковью, которую мы могли бы условно назвать поместной, тесной маленькой группой. Но небо отражается в капле воды, и то, что верно о микрокосме, имеет силу и в отношении макрокосма. Надо помнить и то, что в начале апостольского века, когда слагалось евангельское Предание, Церковь Иерусалимская совпадала и по объему с Церковью Вселенской. В обоих текстах Церкви усваивается власть вязать и решить (Мф.16:19, 18:18). Ключи Царства Небесного вверены Церкви. Принимая во внимание, что Мф. во второй своей части, после исповедания Петра, сочетает систему с хронологической последовательностью событий в их устремлении к последней цели Страстей, – нужно признать, что термин «Церковь» употребляется в Мф. приблизительно в тот период общественного служения Христова, который в хронологически тщательном Лк. составляет как повествование о пути его вторую часть. Сам евангелист Лука термин «Церковь» не употребляет. Но он в повествовании о пути сохранил слово Христово о «малом стаде» учеников, которому Отец их «благоволил дать Царство» (Лк.12:32), и ответ Господа на вопрос фарисеев о времени пришествия Царства: Царство Божие не придет «приметным образом [μετὰ παρατηρήσεως (славянский перевод: «с соблюдением»)], и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо, вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20–21). Старому пониманию «внутрь вас» (ἐντὸς ὑμῶν) в смысле сокровищницы сердца, хранящей святыню, в наши дни все чаще и чаще противополагается другое понимание: Царство Божие уже присутствует среди фарисеев, к которым обращено слово Господне: не в их сердце, упорном и жестоком, но рядом с ними, в лице Господа и Его учеников, как малая, но уже осуществленная ячейка Царства. В том и другом понимании Царство Божие «внутрь нас» толкуется как некая данность. Во втором понимании, особенно распространенном в наши дни, ячейка Царства Божия на земле есть то же малое стадо, о котором Господь, по свидетельству евангелиста Луки, опять-таки во время пути говорил ученикам. Царство Божие как малое стадо и Царство Божие «внутрь вас», в предложенном втором понимании, есть Церковь как земной аспект Царства. Стадо, хотя бы и малое, невозможно без пастырей. В стаде Церкви пастыри – апостолы. Им вверена власть. Но служение апостолов есть служение любви. Они – те домоправители, которые поставлены господином над слугами его, чтобы «раздавать им в своё время меру хлеба» (Лк.12:41–48). Заслуживает внимания, что в повествовании о пути евангелист Лука никогда не забывает отметить, к кому обращено то или иное поучение Христово: к одним ли ученикам (ср. Лк.10:1 и сл., Лк.10:23, 11:1 и сл., Лк.17:1 и сл., Лк.17:22 и сл., Лк.18:1 и сл., Лк.18:31 и сл.), или к народу, разумея под народом группы людей, более или менее значительные, не входящие в состав учеников (ср., напр., Лк.11:17 и сл., Лк.11:29 и сл., Лк.11:37 и сл., Лк.12:13 и сл., Лк.12:54 и сл., Лк.14:25 и сл., Лк.15:1 и сл. и др.), или, наконец, к ученикам в присутствии народа (Лк.10:18–2221; Лк.12:1–12, 22–53, 16:11–1322). В настоящей связи для нас представляет интерес последняя группа поучений. Сказанные к ученикам в присутствии народа, эти поучения должны были показать народу значение учеников как пастырей стада Церкви. Начало организации Церкви во время пути на Страсти отвечало моменту. Путь на Страсти вел к утверждению Царства, а Церковь есть Царство в его земном аспекте. Как мы увидим, учение Христово и во время пути есть учение о Царстве.