Общество ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, 1901 г.
Мы собрались средь шума и волненья.
Воскресших смут, вражды и томных дел,
Чтоб с высоты небесного селенья
Почивший Царь нас верными узрел.
(Из стихотв. гр. А. Голенищего-Кутузова).
Возникновение «Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III относится к 1895 году, ко времени, непосредственно примыкающему ко дню смерти почившего Царя-Миротворца. Задача Общества – «умножение и распространение знаний по отечественной истории в духе русских начал, проявленных в славное царствование в Бозе почившего Государя» (§ 1 уст. Общ.), ясно показывает, что связь этого Общества с именем покойного Государя была не внешняя, не по времени только, но глубокая, внутренняя, как посильное продолжение дела, завещанного минувшим царствованием; что Император Александр III гигантскими шагами подвинул вперед русское самосознание. Это был Царь в полном смысле народный. Сам Государь стал близко к народному духу не только по благодатному складу своей души, но и по основам своего образования, в котором видное место занимала русская история; в ней покойный Государь был тонким и глубоким знатоком, и ею он интересовался до конца дней, несмотря на бремя царственных трудов.
Основания и способы деятельности вновь возникшего Общества были изложены в особой прекрасной и обстоятельной записке, выдержки из которой мы и приводим здесь. Самый устав Общества, его дальнейшая деятельность и современное состояние, – все это заложено здесь, как зерно.
По словам записки, великое значение царствованья Императора Александра III в исторических судьбах русского народа, более почувствованное сердцем современников, нежели понятое их разумом, может в полном своем объеме раскрыться лишь постепенно, при помощи глубокого, всестороннего изучения созидательной и устроительной работы этого царствования, в связи с ясным пониманием всей предшествующей русской истории. Подобно Иоанну III и Петру Великому – Александр III открывает своим царствованием новый исторический период в жизни русского народа, – период расцвета народного самосознания. Претворив в себе все те начала западного просвещения, которые были ему нужны для создания государства, русский народ вступает отныне на поприще всемирной истории, в семью других народов, как равноправный ее сочлен, во всеоружии им самим сознанных и всем миром признанных прав самостоятельной и самобытной народной личности. Но подобно тому, как Иоанн III только положил основы русского единодержавия, подобно тому, как Петр Великий только дал первый могучий толчок к сближению России с чуждым ей дотоле европейским просвещением – Александр III только сознал и показал, чем может и должна быть сильная внутренним единством и озаренная светом просвещения самодержавная и православная Россия, если она останется верна коренным основам своего духа, если она не даст себя увлечь в сторону от своего исторического пути, если она не сотворит себе кумира в идеалах чужой образованности, не поклонится и не послужит им. Цель ясна, и путь к достижению ее открыт, но путь этот еще не пройден. Борьба с враждебными силами внутренними и внешними еще предстоит долгая и упорная. Чтоб устоять в этой борьбе, нужно, чтобы все, сознавшие великое значение царствования Александра III, сплотились в тесный союз не только для всестороннего познания и изучения его дум и дел, но и для посильной работы в области умственного и нравственного развития русского народа. Для развития и завершения дела Иоанна III и Петра Великого требовалась от их преемников и потомков деятельность, если не исключительно, то преимущественно государственная, опирающаяся на власть и материальную силу. Для окончательного торжества дела Александра III требуется деятельность, почти всецело заключенная в области умственной и нравственной, ускользающей от прямого воздействия государственной власти и силы; предстоит мирное завоевание умов и сердец силой просвещения, предстоит борьба с враждебными элементами оружием истинного знания, трезвой мысли и твердого слова. Это трудное, но неотложное дело, эту святую службу могут и должны сослужить только общественные силы, добровольно, сознательно и дружно сплотившиеся под хоругвью русского народного самосознания. Громадное, подавляющее большинство русского народа в этом отношении твердо и прочно. Но было бы величайшим и опаснейшим заблуждением полагать, что и в среде руководящих классов, среди образованного общества и так называемой интеллигенции господствуют в этом отношении такое же единодушие и единомыслие, как и в народных массах. Известно, что, под влиянием ложно понятого и ложно направленного европейского просвещения русская интеллигенция в период, предшествующий царствованию Александра III, пришла к таким увлечениям, которые, несомненно, сделали ее косвенной виновницей злодеяния 1-го марта. Известно, с каким великим трудом, только опираясь на глубокую веру свою и своего народа, совершил почивший Царь великий подвиг отрезвления и умиротворения России, единственно проникнутый сознанием возложенного на него волей Провидения исторического долга. Борьба не кончилась и теперь, а только перешла в новый фазис... Для окончательного торжества государственной идеи Императора Александра III нужно, чтобы русский народ сознал величие усопшего Царя не только сердцем, но и разумом; нужно, чтоб его вера, его надежды, его взгляды проникли во все слои русского общества и преимущественно в молодое поколение, на которое Россия возлагает свои лучшие надежды. Замечаемое в некоторой части русской молодежи стремление к антирусским идеалам и происходящее от них в среде ее умственное брожение могут быть побеждены не властью и материальной силой, а истинным знанием, всесторонним изучением русской истории, русского права, русского народного быта, освещенных светом основных принципов царствования Александра III. Но усилия отдельных личностей в деле столь великой важности и трудности едва ли были бы достаточны для достижения желаемого результата. Только союз единомысленных русских людей, собранных во имя Александра III, мог бы задаться такой мирной просветительной деятельностью. На этих основаниях и создалось Общество. Учредители его, во главе с графом Серг. Дим. Шереметевым, представили записку на благовоззрение Государя Императора, и Его Величеству благоугодно было на записке Собственноручно начертать: «Дай Бог успеха этому святому делу, которому Я буду сочувствовать всей Своей душой». Устав Общества в установленном порядке утвержден 14-го октября 1895 года. По уставу, Общество имеет главное средоточие деятельности в Петрограде и разделяется на три отделения: историческое, издательское и исполнительное. Оно подготовляет уже учебник по русской истории для наших школ; издает особый сборник «Старина и Новизна», в котором помещаются исторические документы и материалы; издает исторические и другие сочинения и сборники по русской истории и соприкасающимся с ней отделам по истории всеобщей, а также по церковным, правовым и бытовым вопросам; учреждает книгохранилища и читальни, а также снабжает существующие книгохранилища и читальни, учебные заведения и народные школы как своими, так и другими изданиями, признанными Обществом отвечающими его цели; кроме того, Общество устраивает народные чтения и, между прочим, ежегодно торжественное собрание 26-го февраля, в день рождения почившего Императора Александра III. Общество имеет и свои отделы по городам; открыт такой отдел и в Тифлисе с 25-го мая 1900 г. под председательством владыки-экзарха Грузии. В особом издании «Известий общества рассылаемом бесплатно всем членам, помещаются отчеты о деятельности и центрального управление и отделов Общества. В настоящее время совет Общества приступает к обработке материалов для жизнеописания Царя-Миротворца; в особом издании даст обзор всех узаконений и распоряжений правительства, состоявшихся в минувшее царствование.
Теперь совет объявил на премию ряд тем (числом 7) для историко-литературных работ в духе принципов, которым служит Общество. Кроме того, Общество приступает к изданию особого журнала, который будет иметь целью, следить за выходящими книгами и статьями по русской истории.
В настоящее время Обществом изданы два выпуска своих «Известий», три выпуска «Старины и Новизны», в 41 местности открыты библиотеки, отослано еще 58 комплектов библиотек, изданы сочинения «Братья Киреевские» Лясковского, сборник С. А. Рачинского, «Беседы о древнерусской литературе» И. Хрущева, 3-й выпуск изданий Общества, посвященных памяти Императора Александра III, напечатано сочинение Крауфорда «Константинополь», переведенное с английского Е. Шереметевой, под редакцией профессора Помяловского. Члены Общества избираются в Петрограде центральным советом, по представлению местных отделов; к избранию относятся с особым вниманием, причем в члены принимаются и избираются лица, действительно тяготеющие духовно к задачам и интересам Общества и готовые служить его направлению в меру сил.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).